- чувство и разум.
Другими словами, философский камень настоящая уверенность, которую
человеческое благоразумие обеспечивает добросовестным исследованиям и
скромному сомнению, тогда как религиозный энтузиазм приписывает ее
исключительно вере. В действительности же достоверность не принадлежит ни
разуму без стремлений, ни безрассудным стремлениям; истинная
достоверность - взаимное согласие знающего разума с верующим чувством.
Окончательный союз разума и веры будет достигнут не абсолютным их
различением и разделением, но взаимным контролем и братским содействием.
Таково значение двух колонн портика Соломона, из которых одна называется
Жакин, а другая - Богаз, одна белая, а другая черная. Они различны и
разделены, они даже на вид противоположны; .но, если слепая сила захочет
сблизив соединить их, обрушится свод храма, так как разделенные они имеют
одинаковую силу, соединенные же представляют собой две взаимно
уничтожающиеся силы. По той же причине духовная власть тотчас же
ослабляет себя, как только хочет узурпировать светскую, и светская власть
гибнет жертвой своих захватов духовной власти. Григорий VII погубил
папство, и цари-схизматики губили и будут губить монархию. Человеческое
равновесие нуждается в двух ногах, миры тяготеют к двум силам, рождение
требует двух полов. Таково значение тайны Соломона, изображаемой двумя
колоннами храма, Жакином и Богазом.
Солнце и луна алхимиков соответствуют тому же символу и способствуют
совершенству и прочности философского камня. Солнце - иероглифический
знак истины, ибо оно - видимый источник света, и неотесанный камень -
символ устойчивости. Поэтому древние маги принимали камень Элагабал за
самое изображение солнца, и по той же причине средневековые алхимики
указывали на философский камень, .как на первое средство делать
философское золото, т. е. превращать все жизненные силы, изображаемые
шестью металлами, в золото, т. е. в истину и свет; такова первая и
необходимая операция великого дела, ведущая к второстепенным
приспособлениям и позволяющая творцам духовного и живого золота,
владельцам истинных философских солей, ртути и серы, посредством аналогий
природы, находить натуральное и грубое золото.
Следовательно, найти философский камень - значит открыть абсолют, как
это, впрочем, и говорят все учителя. Абсолют же - то, что не допускает
больше ошибок; это - неподвижность летучего, порядок воображения, самая
необходимость бытия, это - неизменный закон разума и истины; абсолют -
то, что есть. Но то, что есть, в некотором роде, прежде того, кто есть.
Сам Бог существует не без причины и может существовать только в силу
высшего и неизменного разума. Следовательно, этот разум и есть абсолют; в
него-то мы и должны верить, если хотим, чтобы наша вера имела разумное и
прочное основание. В наше время смогли сказать, что
Бог - только гипотеза, но абсолютный разум не гипотеза, он присущ бытию.
Святой Фома сказал: 'Вещь справедлива не потому, что так хочет Бог, но
Бог хочет этого потому, что она справедлива. Если бы святой логически
вывел все следствия из этой прекрасной мысли, - он нашел бы философский
камень вместо того, чтобы удовольствоваться ролью ангела школы, он
сделался бы ее реформатором.
Верить в разум Бога и в Бога разума значит сделать атеизм невозможным.
Атеистов создали идолопоклонники. Когда Вольтер говорил: 'Если бы Бог не
существовал, надо было бы его выдумать', - он скорее чувствовал, чем
понимал разум Бога. Действительно ли существует Бог? - Я ничего не знаю
об этом, но я хочу, чтобы так было, и потому .верю в него. Таким образом,
формулированная вера - вера разумная, ибо она допускает сомнение науки;
и, действительно, мы верим только вещам, которые, кажутся вероятными, но
которых мы не знаем. Думать иначе - значит бредить; говорить иначе значит
выражаться, как мечтатель или фанатик. Но не таким людям обещан
философский камень.
Невежды, совратившие примитивное христианство с его пути, заменив науку
верой, опыт - мечтой и реальное фантастическим, и инквизиторы, в течение
стольких веков ведшие против магии истребительную войну, - покрыли мраком
древние открытия человеческого ума, так что теперь нам приходится ощупью
искать ключ к явлениям природы. И все явления природы зависят от единого
и неизменного закона, также изображаемого философским камнем, и, в
особенности, его символической формой, т. е. кубом. Этот закон,
выраженный в каббале четверным, доставил евреям все тайны