отцам Трентского собора, потому что он открыл скрытое от начала
мира абсолютное учение, и спешит им с ними поделиться. Собор даже не
обращает внимания на безумца, не удостаивает осудить его и переходит к
рассмотрению важных вопросов о милости действительной и милости
достаточной. Мы видим, как умирает в нищете и в изгнании Корнелий
Агриппа, менее всего маг, несмотря на то, что толпа упорно считает его
величайшим колдуном, за то, что временами он был язвителен и
мистифицировал. Какой секрет унесли с собой в могилу все эти люди? Почему
ими восхищаются, не зная их? Почему осуждают их, не выслушав? Вы
спрашиваете 'почему?'. А зачем они посвящены в эти страшные, тайные
пауки, которых боятся церковь и общество? Зачем знают они то, чего не
знают другие люди? Зачем скрывают они то, что все так жаждут знать? Зачем
облечены они страшной и неизвестной властью? Тайные науки! Магия! Вот
слова, объясняющие вам все и могущие заставить вас подумать о еще
большем. 'De omni re scibili et quibusdam aliis'.*
* О всех вещах, могущих быть узнанными, и о некоторых других.
Чем же была магия? В чем же заключалось могущество всех этих, столь
преследуемых и столь гордых людей? Почему, если они были безумны и слабы,
им делали честь, так сильно боясь их? Существует ли магия, существует ли
такая тайная наука, которая действительно была бы силой и производила
чудеса, могущие конкурировать с чудесами легализированных религий?
На эти основные вопросы я отвечу словом и книгой. Книга будет
доказательством слова, а слово, вот оно: 'да', могущественная и реальная
магия существовала и продолжает существовать в настоящее время: 'да',
истинно все, что говорили о ней легенды; только в данном случае в
противоположность тому, что бывает обыкновенно, народные преувеличения
оказываются значительно ниже истины.
Да, существует страшная тайна, открытие которой уже однажды разрушило
мир, как свидетельствуют об этом религиозные предания Египта,
символически резюмированные Моисеем в начале 'Бытия'. Эта тайна
представляет собой фатальное знание добра и зла, и результат ее, когда ее
разглашают, - смерть. Моисей изображает этот секрет под видом дерева,
растущего в центре земного рая, соседа, даже касающегося своими корнями,
дерева жизни; четыре таинственных реки берут начало у подножия этого
дерева, охраняемого огненным мечом и четырьмя формами библейского
сфинкса, херувима Езекииля... Здесь я должен остановиться, и боюсь, что и
так уже сказал слишком много.
Да, существует единое, всеобъемлющее вечное учение, сильное, как высший
разум, простое, как все великое, понятное, как все универсально и
абсолютно истинное; и это учение было отцом всех других. Да, существует
наука, одаряющая человека прерогативами, на вид, сверхчеловеческими; вот
как они перечислены в одном еврейском манускрипте 16-го века:
'Вот привилегии и силы того, кто держит в своей правой ключики Соломона,
а в левой - цветущую ветвь миндального дерева:
Алеф. Он не умирая видит Бога лицом к лицу и запросто беседует с семью
гениями, повелевающими всем небесным воинством.
Бет. Он - выше всех огорчении и опасении.
Гимель. Он царствует со всем небом и заставляет весь ад служить себе.
Далет. Он располагает своими здоровьем и жизнью и может также располагать
здоровьем и жизнью других.
Хе. Он не может быть ни застигнут несчастьем, ни удручен невзгодами, ни
побежден своими врагами.
Bay. Он знает причину прошлого, настоящего и будущего.
Дзаин. Он обладает секретом воскрешения умерших и ключом к бессмертию.
Таковы семь великих привилегий; за ними следуют;
Гет. Найти философский камень.
Тет. Обладать всеобъемлющей врачебной наукой,
Йод. Знать законы вечного движения и быть в состоянии доказать квадратуру
круга.
Каф. Превращать и золото не только металлы, но и саму землю и даже
нечистоты земли.
Ламед. Укрощать самых диких животных и уметь произносить слова,
приводящие и оцепенение и очаровывающие змей.
Мем. Обладать искусством знаков, дающим всеобъемлющее знание.
Нун. Учено говорить обо всем без предварительной подготовки и изучения.
Вот, наконец, семь меньших сил мага:
Самех. Знать, с первого взгляда, сущность души мужчины и тайны сердца
женщин.
Гнаин. Заставлять, когда ему заблагорассудится, природу открывать свои
танцы.
Фе. Предвидеть все будущие происшествия, за исключением тех, которые
зависят от свободной высшей воли или непостижимой причины.
Тзаде. Давать и тотчас же всем самые