распознать, так как у них совершенно угасло моральное и
сердечное чувство; они - не добры .и не злы: они мертвы. Эти существа,
ядовитые грибы человеческого рода, насколько могут, поглощают жизнь
животных: поэтому-то их приближение делает душу бесчувственной и сердце
холодным.
Если бы эти похожие на мертвецов существа, действительно существовали, -
они представляли собой именно то, что некогда рассказывали о вурдалаках и
вампирах.
И в самом деле, разве нет людей, находясь около которых мы чувствуем себя
менее умными, добрыми, а иногда даже и менее честными?
Разве пет людей, приближение к которым уничтожает веру и энтузиазм, -
которые привязывают вас к себе благодаря вашим слабостям, господствуют
над вами благодаря вашим дурным наклонностям, и заставляют вас медленно
умирать морально в муках, подобных мукам Мезенция?
Это - мертвецы, которых мы принимаем за живых; это - вампиры, которых мы
принимаем за друзей!
14. Нун. Н.
ПРЕВРАЩЕНИЯ
Sphera lunae
Sempiternum
Auxilium
Святой Августин серь зно сомневается, могла ли фессалийская колдунья
превратить в осла Апулея. Теологи пространно разглагольствовали о
превращении Навуходоносора в дикое животное. Это доказывает только, что
красноречивый гиппонский отец был совершенно незнаком с магическими
тайнами, и теологи, о которых идет речь, были не слишком сильны в
экзегетике. В этой главе нам предстоит исследовать другие, совершенно в
другом роде невероятные, но однако неоспоримые чудеса. Я буду говорить о
ликантропии, или о ночном превращении людей в волков, о столь любимой
теме наших деревенских посиделок, рассказах об оборотнях, историях
настолько доказанных, что неверующая наука, чтобы объяснить их, вынуждена
была прибегнуть к неистовому помешательству и переодеваниям в животных.
Но подобные гипотезы слишком ребячьи и ровно ничего не объясняют. Нам
придется в другом месте искать объяснения наблюдаемых явлений; пока же мы
можем констатировать:
1) Никто никогда не был убит оборотнем, и, если кто-нибудь умирал, и
смерть его приписывалась оборотню, - умирал он от удушья, без пролития
крови и без ран;
2) Когда настигали, преследовали и даже ранили оборотней, - ни один из
них никогда не был убит во время преследования;
3) Когда после охоты на оборотня, приходили к лицам, заподозренным в
Подобных превращениях, - их находили более или менее сильно раненными,
иногда даже умирающими, но всегда они имели свой естественный вид.
Упомяну теперь о явлениях совершенно другого рода.
Редко что-нибудь было так бесспорно удостоверено, как видимое и вполне
реальное присутствие святого Альфонса де Лигуори около умиравшего папы, и
в то же время многие видели святого у себя дома, на большом расстоянии от
Рима, стоящим на молитве и в экстазе.
Не менее строго доказано также и одновременное присутствие во многих
местах миссионера Франциска Ксавье.
Быть может, кто-нибудь скажет, что это чудеса; я же отвечу, что чудеса,
если они реальны, для науки - простые факты.
Явления дорогих нам лиц, совпадающие с моментом их смерти, - феномены
того же рода, и должны быть приписываемы той же причине.
Я говорил уже о звездном теле, посреднике между душой и материальным
телом. Это тело часто бодрствует, когда другое спит, и вместе с мыслью
переносится на громадные расстояния. Тогда оно, не разрывая, удлиняет
симпатическую цепь, соединяющую его с сердцем и мозгом; поэтому-то
чрезвычайно опасно будить внезапно лиц, видящих сны. Действительно,
слишком сильное потрясение может разорвать цепь я внезапно вызвать
смерть.
Форма нашего сидерального тела соответствует обычному состоянию наших
мыслей, и постепенно изменяет черты материального тела. Поэтому-то
Сведенборг в своих сомнамбулистических интуициях часто видел духов в виде
различных животных.
Я утверждаю, что оборотень - сидеральное тело человека, дикие и
кровожадные инстинкты которого изображает волк; в то время как тень его
блуждает по полям, этот человек спит в своей постели, и ему снится, что
он волк.
Оборотень становится видим благодаря чрезмерному почто-сомнамбулическому
возбуждению, обусловливаемому испугом видящих его лиц, или присущей
простым деревенским людям способности приходить в сношение с астральным
светом, общей средой видений и снов. Удары, наносимые оборотню,
действительно ранят спящего посредством одического и симпатического
прилива астрального света и сообщения тела нематериального с телом
материальным. Многим покажется,