умерли в ужасных конвульсиях или явления дьявольского
неистовства, постепенно усиливаясь, приобрели бы такую силу, что Грандье,
несмотря на все свое знание и ум, сам начал бы галлюцинировать и
оклеветал себя, подобно несчастному Гофриди, или внезапно умер со всеми
ужасными признаками отравления или божьей мести.
В восемнадцатом столетии несчастный поэт Жильберт сделался жертвой
смелости, так как осмелился презирать общественное мнение и даже
философский фанатизм своей эпохи. Виновный в оскорблении философии он
умер бешенным безумцем, осаждаемый самыми невероятными ужасами, как будто
сам Бог наказал его за то, что он не вовремя защищал Его дело; в
действительности же он пал жертвой неизвестного ему закона природы - он
воспротивился электрическому току и пал, пораженный громом.
Если бы Марат не был убит Шарлотой Корде, он непременно был бы убит
реакцией общественного мнения; прокаженным его сделало омерзение честных
людей, и он должен был пасть под этой тяжестью.
Осуждение, вызванное Варфоломеевской ночью, - единственная причина
ужасной болезни и смерти Карла IX; и если бы Генриха IV не поддерживала
громадная популярность, которой он был обязан симпатической силе своей
астральной жизни, Генрих IV, говорю я, не пережил бы своего обращения, и
погиб бы под презрением протестантов, смешанным с недоверием и злобой
католиков.
Непопулярность может быть доказательством честности и храбрости, но
всегда она доказывает отсутствие благоразумия или политики; раны,
наносимые общественному мнению, смертельны для государственных людей.
Можно было бы напомнить о преждевременной и насильственной смерти многих
знаменитых людей, которых не следует называть здесь.
Бесчестие, по мнению общества, может быть величайшей несправедливостью,
но тем не менее, оно всегда бывает причиной неудач и часто - смертным
приговором.
Зато, несправедливость, нанесенная одному человеку, может и должна, если
ее своевременно не загладят, вызвать гибель целого народа или общества;
это то, что называют криком крови, ибо в основе всякой несправедливости
лежит зародыш человекоубийства.
В силу этих страшных законов солидарности, христианство так настойчиво
рекомендует прощение оскорблений и примирение. Тот, кто умирает не
простив, бросается в вечность вооруженный кинжалом и обрекает себя ужасам
вечного убийства.
В народе существует предание и непреодолимая вера в действительность
отцовских или материнских благословений и проклятий. Действительно, чем
теснее связи, соединяющие двух лиц, тем ужасней следствия ненависти. В
мифологии очаг Алтея, сжигающего кровь Мелеагра, - символ этой страшной
силы. Пусть же остерегаются родители: не зажигают ада в собственной крови
и не обрекают своих несчастью, не сжигая в то же время самого себя, и не
становясь несчастными. Прощение никогда не может быть преступлением;
проклятие - всегда дурной поступок и большая опасность.
9. Тет. И.
ПОСВЯЩЕНИЕ
Iesod
Bonum
Посвященный обладает лампой Трисмегиста, плащом Аполлония и посохом
патриархов.
Лампа Трисмегиста-разум, просвещенный знанием; плащ Аполлония -
совершенное самообладание, изолирующее мудреца от инстинктивных токов;
посох патриархов - помощь тайных и вечных сил природы.
Лампа Трисмегиста освещает настоящее, прошедшее и будущее, открывает
совесть мужчин, освещает изгибы сердца женщин. Лампа горит тройным
пламенем, плащ трижды складывается, и посох делится на три части.
Число девять - число божественных отражений: оно выражает божественную
идею во всем ее абстрактном могуществе, но оно выражает также и роскошь
верования, а, следовательно, и суеверие, и идолопоклонство.
Поэтому-то Гермес и сделал его числом посвящения: посвященный царствует
над суеверием и посредством суеверия; он спокойно идет во мраке, уверенно
опираясь на своп посох, закутавшись в свой плащ и освещая путь своей
лампой.
Разум дан всем людям, но не все умеют им пользоваться; это - наука,
которой надо научиться; свобода предоставлена всем, но все не могут быть
свободны: это - право, которое надо завоевать; сила - для всех, но не все
умеют на нее опереться: это - могущество, которым надо завладеть.
Без усилия мы ничего не можем достигнуть. Назначение человека -
обогащаться тем, что он зарабатывает, а затем подобно Богу, пользоваться
славой и удовольствием давать.
Магическое искусство некогда называлось искусством первосвященническим и
царским, так как посвящение давало мудрецу власть