Клирики

Классическая Демонология

построит красивее церковь на горе Сен-Мишель в Нормандии. Архангел, как и

следовало ждать, победил, но и Дьявол не ударил лицом в грязь; притом

архангелова церковь была за красоту взята на небо, так что грешный мир о ней

судить не может, а Дьяволом воздвигнутая осталась на земле, и ею до сих пор

любуются туристы, как готическим шедевром. Обыкновенно черт, когда берется

возвести твердые стены, церковь или мост, то в награду требует душу того, кто

первый вступит в новое здание. Чудесность дьявольских построек заключалась не

только в их совершенстве, но и в скорости, с которою они созидались. Часто

Дьяволу давался для них срок не более как в одну ночь, - и он успевал, если

только люди его не надували, чего по отношению к Дьяволу, кажется, никто и

никогда грехом не почитал. Обязавшись на протяжении одной ночи выстроить

церковь, Дьявол переносил на место постройки из отдаленнейших мест целые

гранитные скалы, глыбы и плиты цветного мрамора, иногда даже колонны, похищенные

в каком-нибудь древнем языческом храме, вековые дубы и ели, металлические брусы

и балки и, не покладая рук, рубил, строгал, буравил, тесал, ковал, лил,

полировал, рыл, складывал, штукатурил, красил, рисовал, расписывал, ваял, так

что с наступлением утра первый луч солнца уже зажигал на башнях яблоки из

превосходного полированного золота и отражался в художественной живописи

огромных стрельчатых окон. И уж за такую постройку нечего было бояться, что

через год или два в ней обрушится потолок или обвалится стенная штукатурка.

Единственно, от чего Дьявол систематически уклонялся, это - увенчать свое здание

крестом. Да и то один адский архитектор умудрился и выстроил для шведского

короля Олафа Святого высочайший собор с крестом. Но однажды святой король,

поднявшись на кровлю собора, с ужасом увидел, что то, что снизу кажется людям

крестом, в действительности - золотая фигура коршуна с распростертыми крыльями.

Чудовищная сила сопровождается в Дьяволе проворством и ловкостью величайшего

акробата и фокусника. Еще Тертуллиан утверждает, что Дьявол даже умеет носить

воду в решете. На этой сверхъестественной ловкости Дьявол обыкновенно

попадается, когда хочет скрыть свою истинную породу, - забывшись, он непременно

раскроет свое инкогнито, проделав что-нибудь такое, что далеко превосходит самые

крайние пределы человеческих средств.

Наука и сила синонимы, а потому знание Сатаны делает его 'могущественным духом'.

'Очевидно, что дьяволы обладают глубочайшими знаниями обо всем. Ни один богослов

не может истолковать Священное Писание лучше них, ни один адвокат лучше них не

знает законов и установлений, ни один врач или философ лучше них не разбирается

в строении человеческого тела или в силе камней и металлов, птиц и рыб, деревьев

и трав, земли и небес', - так лестно отзывается о них французский судья по делам

ведьм Жан Боден.

Глубокие научные познания дьявола заставляли церковь подозревать в сношениях с

ними каждого ученого и, по возможности, сжигать его, как ученика сатанинского,

живым. Даже про папу Сильвестра II, поражавшего современников математическими и

философскими познаниями, упорно говорили, что он заключил союз с Дьяволом.

Черти были знатоками богословия, цитировали на память Священное Писание и

рассуждали о таинствах с точностью и определенностью профессиональных теологов.

Из уст одержимых, телом которых они завладевали, демоны сыпали текстами из

Нового и Ветхого Завета, мнениями и сентенциями отцов и учителей церкви и часто

вгоняли в стыд заклинателей, которые вдруг оказывались совершенными невеждами в

сравнении с ними. Более того: св.Фурсей присутствовал при диспуте демонов о

грехе и наказании даже не с людьми, а с ангелами, - и нечистые не ударили лицом

в грязь ни в диалектике, ни в богословии. Известно, что в богословском споре

Дьявол припер самого Лютера к стене настолько плотно, что бедный реформатор,

истощив все логические аргументы, предпочел просто запустить в него

чернильницей.

Расходятся мнения и о том: зная все тайны природы, знают ли демоны также тайны

человеческой души? Могут ли они проникать в глубину совести, шпионить за нашими

мыслями и чувствами? Некоторые отрицают это на том основании, что в таком случае

человек оставался бы совершенно беззащитным против их наущений и искушений.

Поэтому демонам не дано видеть душу человека и они только большие физиономисты:

по внешним признакам угадывают мысль и волю, читают в уме и чувстве, что,

собственно говоря,