кругов, четко уравновешивающих сферы
неба, и расположенных в таком же порядке, то есть наименьшие грехи получают
наказание на верхних, наружных кольцах ада, а низость греха приводит к более
низкому кругу, также как на небе самая высшая сущность предназначается для
Эмпирея, а грубая материя - для земли. Средневековая вселенная была, в
действительности, сконцентрирована вокруг ада. Верхний ад состоял из пяти
кругов. Первый круг - это Лимб, содержащий души некрещеных и добродетельных
язычников. Второй круг предназначен для похотливых (сладострастных); третий -
для обжор. В четвертом наказываются скупые и моты (расточители), в то время как
пятый круг полон душ, проклятых за грех гнева, сцепившихся и вопящих друг на
друга в болотах Стикса. Внутри этого круга находятся стены города Дита, в
котором располагается весь нижний ад. В нижнем аду наказываются грехи против
Бога (грехи похоти, обжорства, скупости и ярости Данте считает слабостями, а не
умышленными проступками).
Круг шестой лежит сразу же внутри прочных стен Дита и содержит горящие могилы
еретиков. Из него отвесная скала спускается в другую реку, Флегетон, которая
течет из круга седьмого, в нем наказываются 'насильники над природой и собой':
самоубийцы и вечно бегущие по кольцу горящего песка гомосексуалисты. С края
этого круга еще более крутая скала погружается в восьмой круг, который делится
на десять концентрических рвов: дымовая труба из камня, содержащая мошенников,
души, проклятые за извращение языка, закона, общественного порядка и любви.
Наконец, Данте попадает в круг девятый, замерзшее озеро Коцитус, дно ада, в
котором по самое горло во льду находятся души предателей, над ними восседает сам
Сатана.
В Библии нигде нет никакого упоминания, что ад разделен таким образом, и
известные эсхатологи, начиная с шестнадцатого века и далее, имели склонность
рассматривать ад как сдавленный паштет из душ, всех одинаково поджаренных, как в
ужасной проповеди, которую Иисус прочел Стивену Дедалу в 'Портрете художника':
'Ад - это тесная, темная и вонючая тюрьма, местопребывание демонов и потерянных
душ, заполненное огнем и дымом. Теснота этого узилища создана Богом специально
для наказания тех, кто отказался быть связанным Его законами. В земных тюрьмах
бедный узник имеет, по крайней мере, свободу движения... Но не так в аду. Там,
по причине большого числа проклятых, узники собраны в своей ужасной тюрьме,
стены которой, говорят, имеют тысячу миль в толщину: и проклятые так сильно
стеснены и беспомощны, что, как пишет блаженный Св. Ансельм в своей книге по
образам, они даже не в состоянии сбросить со своего глаза червяка, грызущего
его'.
Другие описывали ад огромною кухнею или трапезною, в которой дьяволы - повара и
едоки, а души осужденных - кушанья разного приготовления. Скатерти были сделаны
из кожи ростовщиков, а салфетки из кожи старых потаскушек. Сервировка и кушанья
не оставляли желать ничего лучшего. Жирные шпигованные ростовщики, воры и убийцы
в соусе, публичные девки с зеленой подливкой, еретики на вертеле, жареные языки
адвокатов и много лакомых блюд из лицемеров, монахов, монахинь, содомитов и
другой славной дичины. Вина не было. Кто хотел пить, тому подавали морс из
ругательств.
Попасть в Ад на вечное жительство было очень легко. Напротив, чрезвычайно трудно
было сойти в ад в качестве простого посетителя, так сказать, на положении
любопытствующего туриста.
Вопреки внушениям церкви, у некоторых возникала мысль, что не все, попадая в Ад,
терпят мучения. Достойным Дьявол дает 'стальную душу', и те вступает в Ад 'на
правах гражданина'.
Могущество
Бесплотные духи, сотворенные из более тонкого вещества, чем человек, в своих
действиях гораздо свободнее, в способностях гораздо развитее, нежели люди;
изначально наделены силами, позволяющими им оказывать мощное влияние на
материальный мир; кроме того, они имеют несравненно большие знания об устройстве
и законах вселенной, владеют средствами, позволяющими преодолевать законы
видимого мира.
'Сатана обладает большим мужеством, невероятной хитростью, сверхчеловеческой
мудростью, острейшей проницательностью, совершенной рассудительностью,
несравнимым мастерством в плетении самых хитрых интриг и злобой и беспредельной
ненавистью ко всему человечеству, безжалостной и непроходящей', - писал в 1563
г. врач-скептик Иоганн Вейер.
Границы могущества Дьявола определяются трудно. Конечно, оно несравнимо со
всемогуществом