Клирики

Классическая Демонология

краткого

пребывания в чистилище. В аду душа становится абсолютно злой; все ее способности

аннулированы; когда души на небе вливаются в существование Бога и таким образом

становятся абсолютно добрыми, души в аду пропитаны и поглощены присутствием

Сатаны. У них нет выбора. У них не больше выбора возможности быть злыми, чем у

меня - выбрать форму грудной клетки. В аду нет ни милосердия, ни возможности

покаяния.

Суд над душами иногда представлялся в виде прохождения по мосту. Впервые

подобный сюжет появляется в древней персидской мифологии как Кинвад-мост,

который протянут над пропастью между землей и небом. Неимоверно далеко внизу под

его хрупкой аркой находятся вонючие болота и горящие ямы ада. Каждая душа должна

пересечь его, и мост судит их всех. Для святого он расширяется и становится

гладким, так что у того нет проблем перейти по нему. Для плохого человека он

становится невозможно узким.

В начале восьмого века Св.Бонифаций описал, как в его видении путешественник -

известный как монах из Венлока - видел реку дегтя с перекинутой шаткой

деревянной доской. Некоторые души проходили по ней без труда. Другие же падали в

кипящую жижу, где одни торчали по шею, другие до пояса или до колен и так далее

в пропорции к тяжести их грехов. В конце концов все они выходили, вина

сжигалась, и они вступали в небесный город на другой стороне реки. Смоляная река

в этом случае - это чистилище. Но в более поздних образах она всегда твердо

ассоциировалась с адом.

Сходный образ представляла собой лестница. Лестницы обычно использовались в

искусстве как символ морального совершенствования. 'Видение Перпетуи' третьего

века рассказывает о золотой лестнице, протянутой к небу от земли, каждая из

тысячи ступенек которой защищена крюками и острыми ножами. Если нехороший

человек ступает на ступеньку, крючья и ножи вступают в работу над ним и он

падает в лапы громадного дракона, который лежит, свернутый кольцом, вокруг

основания лестницы. Это представление повторялось в более поздних видениях,

примечательно среди них 'Видение Альберика' (двенадцатый век). На своем пути

через ад Альберик видит длинную железную лестницу с десятью зубцами на ее

перекладинах. Пламя и искры вырываются из зубцов, и железо нагрето докрасна;

чтобы сделать подъем еще более трудным, под лестницей находится котел с кипящими

маслом и смолой, и его жар поднимается, чтобы обжигать карабкающихся,- некоторые

из них падают в котел.

Из всех описаний Ада, оставленных нам средними веками, самою возвышенною поэзией

ужаса дышит и наибольшею изобретательностью сверкает 'Видение' Тундала. Избежав

лап бесчисленных демонов, душа Тундала, сопровождаемая светлым ангелом, достигла

сквозь густейший мрак ужасной долины, усеянной пылающим углем и покрытой небом

из раскаленного железа толщиною в шесть локтей. На эту ужасную крышу непрерывным

дождем падают души грешников, чтобы растаять в ее жару, подобно жиру на

сковороде; сделавшись жидкими, они протекают сквозь металл, как воск через

сукно, и капают на горящие внизу угли, после чего принимают свой первичный вид,

обновляясь для вечного страдания.

Далее, на озере, покрытом льдом, сидит зверь, совершенно непохожий на других: у

него две ноги, два крыла, длиннейшая шея и железный клюв, извергающий неугасимое

пламя. Этот зверь пожирает все души, которые к нему приближаются, и, переварив,

выбрасывает их калом на лед озера, где каждая душа принимает свой первоначальный

вид и - тотчас же каждая становится беременною, все равно, душа ли то женщины

или мужчины. Беременность души протекает в обычном порядке, причем они все время

остаются на льду и изнывают от боли во внутренностях, раздираемых носимым ими

потомством. В назначенный срок они разрешаются от бремени, - мужчины, как и

женщины! - чудовищными зверями, имеющими головы из раскаленного железа,

острейшие клювы и хвосты, усаженные острыми крючками. Эти звери выходят из какой

угодно части тела и при этом разрывают и тащат за собою внутренности, грызут

тело, царапаются, ревут. Это, по преимуществу, казнь сладострастников...

Самое популярное и пространное описание ада содержится в 'Божественной комедии'

Данте Алигьери. Дантову схему ада можно изложить достаточно кратко, так как

большинство картин адов, написанных художниками четырнадцатого и пятнадцатого

веков, исходят из нее.

Ад располагается в центре земли. Он похож на коническую полость в виде фурункула

в плоти. Преисподняя делится на девять