Клирики

Классическая Демонология

тело сухое и волосатое, крылья - как у летучей

мыши, на голове рога - и хорошо, если только пара, а то и больше, нос крючком,

длинные острые уши. Для пущей красоты прибавили еще свиные клыки, когти на руках

и ногах, хвост с змеиным жалом или стрелою на конце. Страшные морды, подобные

фантастическим маскам на фонтанах, разевали пасти на коленях, локтях, груди,

брюхе и, в особенности, на заду; половой орган принимал громадные размеры и

безобразно изощренные формы, напоминая бесстыдные карикатуры античного

художества. Иногда его еще украшали отвислые женские груди. Ноги - иногда

козлиные, на память о сатирах языческой древности, либо - одна человеческая,

другая лошадиная, либо - ступни вооруженные ястребиным когтями, либо - как

гусиные лапы. К числу физических недостатков черта надо отнести, его хромоту -

вследствие своего падения с неба. В этом случае на Дьявола перенесена примета

древнего эллинского божества Гефеста - и по той же причине: 'раздраженный Зевс

схватил его за ногу и стремительно низвергнул с высокого Олимпа на землю, и

вследствие этого падения Гефест повредил ногу'.

Данте дал Люциферу три лица, подражая подобным же средневековым изображениям в

виде человека с тремя лицами Троицы небесной: как обезьяна божества и вечный

контраст его.

Другой частый образ Сатаны - высокий изможденный человек, с лицом черным, как

сажа, или мертвенно бледным, необыкновенно худой, с горящими глазами навыкате,

всею мрачною фигурою своею внушающий ужасное впечатление призрака.

Существовало и такое мнение, что подлинный облик демонов, как и ангелов, невидим

для человеческого глаза в обычных условиях. Физическое тело служит своего рода

спасительной завесой, защищающей человека от непосредственного видения бесов,

которые могли бы привести к сумасшествию тех, кто их зрит. Волхвы, колдуны,

маги, сознательно входя в общение с нечистой силой, снимают с себя эту

спасительную завесу и непосредственно видят демонов.

Позднее сложился внешний вид дьявола, сочетающий в себе черты человека и черного

козла. Человечьи гены все больше брали верх. И вот уже перед нами дьявол

Не с бородкой козла, не на тощих ногах,

В епанче и с пером при чуть видных рогах...

Уже в средние века появлялись предположения, что страшный вид Дьявола - это

клевета, наводимая на него врагами.

Знаменитый художник ХIV века Спинелло из Ареццо (1308 - 1400), человек крупного

дарования и чрезвычайно живой фантазии, писал для церкви Сан-Анжело в Ареццо

картину, изображавшую падение ангелов, причем придал Люциферу такой ужасный вид,

что сам не выдержал созданного им зрелища. Старику всюду начал представляться

Дьявол, упрекающий Спинелло за безобразие, в котором художник его вообразил.

Постоянная галлюцинация эта так подействовала на Спинелло, что он заболел и

вскоре умер.

А вот как описывает Сатану Федегиго Фрецци (ум.1416), епископ Фолиньо: 'Я думал

увидеть злое чудовище, ждал увидеть погибшее и унылое царство, а нашел его

торжествующим и славным. Сатана оказался велик, прекрасен и имел такой

благосклонный вид, такую величественную осанку, что казался достойным всякого

почтения. На голове его сиял великолепный тройной венец, лицо было веселое,

глаза смеялись, в руках он держал скипетр, как прилично великому властителю. И,

хотя ростом он был в три мили вышины, надо было удивляться, как соразмерны его

члены и как он хорошо сложен. За плечами его шевелилось шесть крыльев из таких

нарядных и блестящих перьев, что подобных не имеют ни Купидон, ни Килленийский

бог (т.е. Гермес)'

Имея свой собственный индивидуальным образ, демон сверх того обладал

способностью изменять свою наружность по желанию в другие образы, причем в этой

своей способности он совершенно неограничен. Злые духи, - говорит Мильтон, -

'принимают по своему желанию тот или иной пол или сливают их вместе. Так мягка,

так проста бестелесная сущность, что, будучи свободною от мускулов и сочленений

и не прикрепленная, подобно телу, к бренной поддержке костей, она может

вливаться, следуя планам воздушных существ, в любую форму, ясную или темную,

жидкую или твердую и, таким образом, приводит к намеченным результатам деяния

своей любви и злобы'. Чаще всего Дьявол меняет свою человекоподобную форму на

человеческую же, которая в данном случае лучше соответствует их намерениям. К

отшельнику он приходит обольстительной женщиною, к отшельнице красивым

навязчивым юношей. Нередко Дьявол является тем, против кого злоумышляет, под