тело сухое и волосатое, крылья - как у летучей
мыши, на голове рога - и хорошо, если только пара, а то и больше, нос крючком,
длинные острые уши. Для пущей красоты прибавили еще свиные клыки, когти на руках
и ногах, хвост с змеиным жалом или стрелою на конце. Страшные морды, подобные
фантастическим маскам на фонтанах, разевали пасти на коленях, локтях, груди,
брюхе и, в особенности, на заду; половой орган принимал громадные размеры и
безобразно изощренные формы, напоминая бесстыдные карикатуры античного
художества. Иногда его еще украшали отвислые женские груди. Ноги - иногда
козлиные, на память о сатирах языческой древности, либо - одна человеческая,
другая лошадиная, либо - ступни вооруженные ястребиным когтями, либо - как
гусиные лапы. К числу физических недостатков черта надо отнести, его хромоту -
вследствие своего падения с неба. В этом случае на Дьявола перенесена примета
древнего эллинского божества Гефеста - и по той же причине: 'раздраженный Зевс
схватил его за ногу и стремительно низвергнул с высокого Олимпа на землю, и
вследствие этого падения Гефест повредил ногу'.
Данте дал Люциферу три лица, подражая подобным же средневековым изображениям в
виде человека с тремя лицами Троицы небесной: как обезьяна божества и вечный
контраст его.
Другой частый образ Сатаны - высокий изможденный человек, с лицом черным, как
сажа, или мертвенно бледным, необыкновенно худой, с горящими глазами навыкате,
всею мрачною фигурою своею внушающий ужасное впечатление призрака.
Существовало и такое мнение, что подлинный облик демонов, как и ангелов, невидим
для человеческого глаза в обычных условиях. Физическое тело служит своего рода
спасительной завесой, защищающей человека от непосредственного видения бесов,
которые могли бы привести к сумасшествию тех, кто их зрит. Волхвы, колдуны,
маги, сознательно входя в общение с нечистой силой, снимают с себя эту
спасительную завесу и непосредственно видят демонов.
Позднее сложился внешний вид дьявола, сочетающий в себе черты человека и черного
козла. Человечьи гены все больше брали верх. И вот уже перед нами дьявол
Не с бородкой козла, не на тощих ногах,
В епанче и с пером при чуть видных рогах...
Уже в средние века появлялись предположения, что страшный вид Дьявола - это
клевета, наводимая на него врагами.
Знаменитый художник ХIV века Спинелло из Ареццо (1308 - 1400), человек крупного
дарования и чрезвычайно живой фантазии, писал для церкви Сан-Анжело в Ареццо
картину, изображавшую падение ангелов, причем придал Люциферу такой ужасный вид,
что сам не выдержал созданного им зрелища. Старику всюду начал представляться
Дьявол, упрекающий Спинелло за безобразие, в котором художник его вообразил.
Постоянная галлюцинация эта так подействовала на Спинелло, что он заболел и
вскоре умер.
А вот как описывает Сатану Федегиго Фрецци (ум.1416), епископ Фолиньо: 'Я думал
увидеть злое чудовище, ждал увидеть погибшее и унылое царство, а нашел его
торжествующим и славным. Сатана оказался велик, прекрасен и имел такой
благосклонный вид, такую величественную осанку, что казался достойным всякого
почтения. На голове его сиял великолепный тройной венец, лицо было веселое,
глаза смеялись, в руках он держал скипетр, как прилично великому властителю. И,
хотя ростом он был в три мили вышины, надо было удивляться, как соразмерны его
члены и как он хорошо сложен. За плечами его шевелилось шесть крыльев из таких
нарядных и блестящих перьев, что подобных не имеют ни Купидон, ни Килленийский
бог (т.е. Гермес)'
Имея свой собственный индивидуальным образ, демон сверх того обладал
способностью изменять свою наружность по желанию в другие образы, причем в этой
своей способности он совершенно неограничен. Злые духи, - говорит Мильтон, -
'принимают по своему желанию тот или иной пол или сливают их вместе. Так мягка,
так проста бестелесная сущность, что, будучи свободною от мускулов и сочленений
и не прикрепленная, подобно телу, к бренной поддержке костей, она может
вливаться, следуя планам воздушных существ, в любую форму, ясную или темную,
жидкую или твердую и, таким образом, приводит к намеченным результатам деяния
своей любви и злобы'. Чаще всего Дьявол меняет свою человекоподобную форму на
человеческую же, которая в данном случае лучше соответствует их намерениям. К
отшельнику он приходит обольстительной женщиною, к отшельнице красивым
навязчивым юношей. Нередко Дьявол является тем, против кого злоумышляет, под