Клирики

Классическая Демонология

это его зовут охотником, рыболовом, развратителем,

вором, убийцею душ, а св.Иероним даже - пиратом, разбойничающим на море

житейском. Вся масса искушений, на которые ад способен, разделена между

соответственным количеством дьяволов. Каждый порок имел своего Дьявола, который

вызывал его и обучал ему. Эти черти-инструкторы получали распоряжения от князя

тьмы и обязаны были ему отчетом и тем, кто мало успевал, доставалось от него

круто.

Сатана не может захватить душу, если раньше не испачкает ее и не развратит

грехом. Сатана не властен насиловать свободную волю, но в состоянии расставить

ей сети к непременному падению. Он великий, неутомимый искуситель. Начав с Евы,

он не остановился даже пред Христом. И массы, и отдельные люди становятся

жертвою этого главнейшего искусства, и чем лучше и святее человек, тем лютее и

хитрее нападает на него Дьявол-искуситель. 'Не открывайте путей дьяволу, -

вещает апостол Павел.- Сопротивляйтесь дьяволу, и он убежит от вас!' Но прежде

чем обратить Дьявола в бегство, каких же мук и испытаний успевал натерпеться от

него победитель!

Искушению подвластны все люди, во всех возрастах и положениях, причем Сатана

соответственно изменяет и характер, и энергию, и средства искушения, выказывая

себя в приспособлении к своим жертвам тонким психологом и остроумным логиком.

Нечего говорить уже о людях, живших в миру: свет, светские люди, светские

интересы, светскость - природное царство Сатаны, и кто в нем живет, в Сатане

живет, и не войти с ним в соприкосновение для того столько же трудно, как

окунуться в море и не намокнуть.

Но и уходя из мира, убегая из городов в пустыни и дебри, либо отделяясь от мира

монастырскими стенами, благочестивые спасатели душ встречали Сатану и там, да

еще и более лукавым и жестоким. На святых он нападал с особенною силою по тому

же рассуждению, по которому Бог больше радуется одному раскаянному грешнику, чем

девяти праведникам. Обратно, соблазн монаха в демоническом мире ценится гораздо

выше, чем величайшее зло, произведенное в обществе мирских людей.

В свете он одолевал искушением по мелочам - вкрадчивым, постоянным, ежеминутно

житейским. В пустыне искушение наплывало бурным натиском, подобно горячечному

пароксизму. В свете оно было более внешним, в пустыне или затворе оно делало

своим орудием самого человека - живую энергию организма, требующего нормального

отправления физиологических потребностей и, при отказе, тоскующего, томящегося,

тянущего на грех.

Св.Антоний говорит: 'Кто живет в пустыне и в безмолвии, тот свободен от трех

искушений: от искушения слуха, языка и взора; одно только у него искушение - в

сердце'.

Отшельник не был в пустыне один. Дьявол со всеми соблазнами составлял там ему

компанию. Он зорко следил за каждым, хотя бы малейшим поводом к грехопадению и

быстро им пользовался. Если Бог приставил к каждому человеку ангела-хранителя,

то Сатана точно так же приставил демона-искусителя. Ангел - справа, дьявол -

слева (в этом смысл плевания через левое плечо).

Не всякое время и не всякое место одинаково удобно демонам для искушения.

Любимое их время, конечно, ночь, когда к людям подкрадывается усердный союзник

Дьявола, сон, и ослабляет волю и разум пред влиянием еще не погасших в памяти

впечатлений и воспоминаний дня. Отшельники боялись сна, как дьявольского

наваждения, и считали необходимым спать как можно меньше.

В бесконечном множестве и разнообразии искушений Дьявол никогда не чуждается

средств простых и грубых, действуя на психологию минуты. Св.Антонию, бывшему

богачу, Сатана бросает под ноги слиток серебра, чтобы напомнить о покинутых

богатствах. Изголодавшемуся св.Илариону он подставляет вкусные кушанья.

Св.Пелагею, бывшую антиохийскую актрису и куртизанку, когда она заключилась в

келью на Масличной горе. Дьявол дразнил любимыми ею прежде драгоценностями:

перстнями, ожерельями, запястьями. Эти ложные признаки вещей исчезали так же

быстро, как появлялись. Если простые средства не действовали, Дьявол переходил

все к более и более сложным, превращая смену галлюцинаций в великолепные

спектакли ужаса, роскоши, смеха, сладострастия. Св.Илариона бес пугал волчьим

воем, визгом лисиц; звери скакали и прыгали вокруг него, их сменяли сражающиеся

гладиаторы, либо умирающие, которые, корчась у ног святого, молили его о

погребении. Однажды ночью его оглушили плач детей, блеяние стад, мычание быков,

рыкание львов, вопль женщин, - великий шум, как бы от военного