может делать и человек, но у дьявола в тысячи раз больше
умения, опыта и навыка. Другие богословы, и между ними сам князь их, Фома
Аквинат, наоборот, полагают, что демоны читают в душе нашей, как в раскрытой
книге. Гонорий из Отена (ум, около 1130 г.) думал, что демонам надо знать злые
стремления человеческой мысли и воли, добрые же - нет. Дело в том, что свое
знание первых дьявол много раз доказывал, внезапно обличая своих заклинателей
при все честном народе в самых тайных и сокровенных грехах их, не исключая и
мысленных.
Во власти над человеком Сатана был ограничен известными условиями: над плотью он
имел ее гораздо больше, чем над духом. Тело, плоть, материя, животная часть
человека почиталась настолько дружелюбною и подчиненную Сатане, что некоторые
еретики думали даже, что человек телесно создан Сатаною, а не Богом. Отсюда
взгляд на тело как тюрьму духа, как на зачинщика всякого греха, как на
развращенную силу, стремящуюся навстречу воле отца всех пороков и лжи, как на
источник поэтому разлада в жизни человеческой, как на союзника бесов против
Бога. Дьявол ценил своего союзника и ласкал его. Он обольщает тело, награждая
его красотою и здоровьем, чтобы оно возгордилось перед бедной, серенькой душой и
подавило ее; он обостряет плотские аппетиты, вожделения, похоти, умножает его
запросы, повышает требования от жизни, так что душа теряется перед ними и должна
тянуться на поводу у тела. Либо, наоборот, чтобы лишить душу терпения и довести
ее до отчаяния. Дьявол мучит тело болезнями и тысячами несчастий, как было это с
Иовом многострадальным. Эпидемии и эпизоотии очень часто почитались делом рук
Дьявола.
В атаках своих на душу Дьявол встречал преграду в свободной воле человека,
которую все богословы единогласно считали сильнее его ухищрений. Но правило
имело исключения, по которым во власти Сатаны остаются бесноватые, отлученные от
церкви и некрещеные. Что касается первых, то в них душа отравлялась как бы
заразою от тела: проникнув в тело. Дьявол понемногу просасывался и в душу,
заставляя одержимого хотеть, думать, говорить и делать только то, что угодно
Сатане.
В душу нормального христианина - крещеного члена церкви и не бесноватого - путь
Дьяволу открывает совершенный грех. Поэтому естественная забота Дьявола - чтобы
грешили как можно больше. Для этого демон смущает душу мятежными мыслями,
нескромными грезами, будоражит чувства, посылает тысячи греховных призраков и
мыслей. Он нападет на души во сне, когда разум потемнен, а воля ослабла, и
расставляет им сети и осаждает их видениями и снами, оставляющими по себе
опасные тревоги и смуты. Даже души святых не свободны от его влияния.
Сильно влияя на индивидуальную жизнь человека, Сатана ярко отражал образ свой и
в собирательной участи народов и всего человечества. Все отцы и учители церкви
согласны в том, что им изобретены ложные религии, ереси, тайные науки; он
бросает семена раздоров, подсказывает заговоры, воспитывает мятежи, накликает
голод, внушает войны, возводит на престолы злых государей, посвящает антипап,
диктует вредные книги, а в промежутках между всеобщими бедствиями сеет частные:
пожары, несчастные случаи, кораблекрушения, убийства, грабежи, соблазны,
разорения. Для всего этого он располагает громадными средствами, так как ему
известны и подвластны все сокровища, скрытые в земле. Со временем сын Сатаны и
главный его наместник - Антихрист - получит все эти богатства в свое
распоряжение, чтобы ценою их сделаться владыкою мира. Потому, вероятно, церковь
так усердно и собирала богатства, грабя его со всего мира, - чтобы насколько
возможно ослабить бюджет будущего врага.
Не менее спорный вопрос - знают ли дьяволы будущее. Большинство теологов
высказывается отрицательно: если бы Дьявол, зная прошедшее и настоящее, знал еще
и будущее, то чем же его знания отличалось бы от знания Бога? И как бы Бог
потерпел, чтобы дьяволы заранее знали его предначертания через веки веков?
Подобным знанием они не обладали и раньше своего изгнания из рая, так как иначе
не подняли бы бесполезного восстания. Ведь и добрые ангелы не имеют
непосредственного знания будущего, а знают его лишь постольку, поскольку Бог
допускает их читать мысли Его.
Как же объяснить предсказательные способности дьяволов? Ориген говорит, что они
узнавали будущее по движению планет; мнение, плохо примиримое со взглядами
Лактанция, который именно астрологию признавал ложным изобретением демонов.
Св.Августин полагал,