Клирики

Классическая Демонология

может делать и человек, но у дьявола в тысячи раз больше

умения, опыта и навыка. Другие богословы, и между ними сам князь их, Фома

Аквинат, наоборот, полагают, что демоны читают в душе нашей, как в раскрытой

книге. Гонорий из Отена (ум, около 1130 г.) думал, что демонам надо знать злые

стремления человеческой мысли и воли, добрые же - нет. Дело в том, что свое

знание первых дьявол много раз доказывал, внезапно обличая своих заклинателей

при все честном народе в самых тайных и сокровенных грехах их, не исключая и

мысленных.

Во власти над человеком Сатана был ограничен известными условиями: над плотью он

имел ее гораздо больше, чем над духом. Тело, плоть, материя, животная часть

человека почиталась настолько дружелюбною и подчиненную Сатане, что некоторые

еретики думали даже, что человек телесно создан Сатаною, а не Богом. Отсюда

взгляд на тело как тюрьму духа, как на зачинщика всякого греха, как на

развращенную силу, стремящуюся навстречу воле отца всех пороков и лжи, как на

источник поэтому разлада в жизни человеческой, как на союзника бесов против

Бога. Дьявол ценил своего союзника и ласкал его. Он обольщает тело, награждая

его красотою и здоровьем, чтобы оно возгордилось перед бедной, серенькой душой и

подавило ее; он обостряет плотские аппетиты, вожделения, похоти, умножает его

запросы, повышает требования от жизни, так что душа теряется перед ними и должна

тянуться на поводу у тела. Либо, наоборот, чтобы лишить душу терпения и довести

ее до отчаяния. Дьявол мучит тело болезнями и тысячами несчастий, как было это с

Иовом многострадальным. Эпидемии и эпизоотии очень часто почитались делом рук

Дьявола.

В атаках своих на душу Дьявол встречал преграду в свободной воле человека,

которую все богословы единогласно считали сильнее его ухищрений. Но правило

имело исключения, по которым во власти Сатаны остаются бесноватые, отлученные от

церкви и некрещеные. Что касается первых, то в них душа отравлялась как бы

заразою от тела: проникнув в тело. Дьявол понемногу просасывался и в душу,

заставляя одержимого хотеть, думать, говорить и делать только то, что угодно

Сатане.

В душу нормального христианина - крещеного члена церкви и не бесноватого - путь

Дьяволу открывает совершенный грех. Поэтому естественная забота Дьявола - чтобы

грешили как можно больше. Для этого демон смущает душу мятежными мыслями,

нескромными грезами, будоражит чувства, посылает тысячи греховных призраков и

мыслей. Он нападет на души во сне, когда разум потемнен, а воля ослабла, и

расставляет им сети и осаждает их видениями и снами, оставляющими по себе

опасные тревоги и смуты. Даже души святых не свободны от его влияния.

Сильно влияя на индивидуальную жизнь человека, Сатана ярко отражал образ свой и

в собирательной участи народов и всего человечества. Все отцы и учители церкви

согласны в том, что им изобретены ложные религии, ереси, тайные науки; он

бросает семена раздоров, подсказывает заговоры, воспитывает мятежи, накликает

голод, внушает войны, возводит на престолы злых государей, посвящает антипап,

диктует вредные книги, а в промежутках между всеобщими бедствиями сеет частные:

пожары, несчастные случаи, кораблекрушения, убийства, грабежи, соблазны,

разорения. Для всего этого он располагает громадными средствами, так как ему

известны и подвластны все сокровища, скрытые в земле. Со временем сын Сатаны и

главный его наместник - Антихрист - получит все эти богатства в свое

распоряжение, чтобы ценою их сделаться владыкою мира. Потому, вероятно, церковь

так усердно и собирала богатства, грабя его со всего мира, - чтобы насколько

возможно ослабить бюджет будущего врага.

Не менее спорный вопрос - знают ли дьяволы будущее. Большинство теологов

высказывается отрицательно: если бы Дьявол, зная прошедшее и настоящее, знал еще

и будущее, то чем же его знания отличалось бы от знания Бога? И как бы Бог

потерпел, чтобы дьяволы заранее знали его предначертания через веки веков?

Подобным знанием они не обладали и раньше своего изгнания из рая, так как иначе

не подняли бы бесполезного восстания. Ведь и добрые ангелы не имеют

непосредственного знания будущего, а знают его лишь постольку, поскольку Бог

допускает их читать мысли Его.

Как же объяснить предсказательные способности дьяволов? Ориген говорит, что они

узнавали будущее по движению планет; мнение, плохо примиримое со взглядами

Лактанция, который именно астрологию признавал ложным изобретением демонов.

Св.Августин полагал,