ни при
чем.
Возвратившись в Россию, я возобновила опыты уже на более разумной основе,
учитывая мельчайшие детали: характер и темперамент каждого из присутствующих и
даже время дня и погоду. И тем не менее мне не удалось достичь того, чтобы одна
и та же мелодия вызывала тождественную реакцию у разных людей. Это происходило
только при условии, что участники эксперимента были представителями одной расы и
имели похожие характеры и темпераменты.
Поэтому меня поразило то, что нынешней ночью эта странная мелодия вызвала у всех
присутствующих одно и то же впечатление. Этот факт нельзя объяснить так
называемым 'стадным инстинктом', так как все участники эксперимента были
развитыми, независимыми личностями. Не найдя разумного объяснения этому явлению,
я, вернувшись в свою комнату, не смогла заснуть. Желание разгадать эту загадку
превратилось в настоящее наваждение. Проведя всю ночь без сна, я на следующий
день ничего не ела и не пила и в приступе внезапно охватившего меня гнева
укусила себя в руку. Вот почему я в повязке. Палец поврежден так сильно, что я
едва могу держать поводья'.
Этот рассказ произвел на меня сильное впечатление, под влиянием которого я
поделился с госпожой Витвицкой результатами собственных экспериментов и
наблюдений. Особое внимание я уделил одному феномену, наблюдать который я смог
благодаря доброму отношению ко мне отца Евлиссия. Он дал мне рекомендацию,
благодаря которой я смог общаться с представителями одной секты, члены которой
смогли с помощью древнееврейских мелодий, звучавших в течение получаса, добиться
заметного прироста растений.
Госпожа Витвицкая была просто поражена моим рассказом и предложила мне
продолжить эксперименты, поселившись в каком-нибудь маленьком российском
городке, где нам никто не помешает. Вскоре она совершенно оправилась от нервного
потрясения и на протяжении всей экспедиции вела себя как обычно. Несмотря на
пораненный палец она была самой неутомимой наездницей и одним из самых полезных
участников экспедиции.
Витвицкая умерла в России от сильной простуды, полученной во время путешествия
по Волге. Она была похоронена в Самаре, и я, вызванный телеграммой из Ташкента,
успел проводить ее в последний путь.
И сейчас, когда я уже прошел большую часть отмеренного мне жизненного пути,
побывал во многих странах и общался со множеством интересных людей, должен
признаться, что никогда не встречал и, возможно, никогда не встречу более
достойной, образованной и умной женщины.
Возвращаясь к личности моего близкого друга князя Юрия Любовецкого, хочу
продолжить описание его удивительной жизни. После моего отъезда из
Константинополя князь также покинул этот город, и в течение нескольких лет мы не
виделись, сохраняя связь друг с другом только с помощью переписки. Из этих писем
я узнавал самое важное из того, что происходило в жизни этого человека.
Вновь встретились мы во время совместной поездки на Цейлон и затем организовали
экспедицию к истокам реки Индус. После очередного расставания я получал от князя
письма из Афганистана, Белуджистана и Кафиристана до тех пор, пока наша
переписка внезапно не оборвалась. Перестав получать письма и не имея никаких
сведений о дальнейшей судьбе этого человека, я решил, что он погиб во время
одной из своих экспедиций. Постепенно я смирился с мыслью, что больше никогда не
увижу моего друга, но внезапно совсем случайно встретился с ним в самом сердце
Азии.
Чтобы пролить больше света на обстоятельства моей последней встречи с человеком,
который может служить примером для каждого, я должен опять сделать отступление и
рассказать о некоем Соловьеве. Этот человек был общепризнанным авторитетом в
области восточной медицины. Особенно хорошо он изучил медицину Тибета и действие
опиума на организм человека и, в частности, на его психику.
Соловьев
В четырех-пяти милях от города Бухары, столицы Бухарского Ханства, в районе
станции Закавказской железной дороги русские строили город, названный ими Новой
Бухарой. Именно там я впервые встретил Соловьева. Меня привело сюда желание
лучше изучить основы ислама, чтобы на более глубоком уровне общаться с моими
знакомыми дервишами, представителями разных сект, одним из которых был мой
старый друг Богга-Эддин. В это время его не было в Бухаре, но я рассчитывал на
его скорое возвращение.
Прибыв в Новую Бухару, я поселился в маленькой комнатке в доме моих знакомых,
торговавших русским квасом. Со мной это скромное жилье делил мой лучший друг -