что очень скоро будет возможно осуществить также на практике оба только что объясненные мной пункта упомянутой подробной программы, то есть: классифицировать всех учеников, живущих в Институте, на три отдельные группы, и начать с каждой группой ранее предусмотренные «теоретические» и «практические» занятия и, в то же время, организовывать в местах, где сконцентрированы интересы больших скоплений людей, упомянутые «клубы» нового типа.
К сожалению, ничего из тех конкретных результатов для блага человечества, ожидавшихся от этой программы, которая была разработана до мельчайших деталей, осуществить не удалось, из-за события, известного вам всем, которое произошло со мной шесть лет назад, и которое многие ученые и обычные люди и все, кто знали меня и слышали о нем, приписали с своим обычным поверхностным пониманием просто «дорожному происшествию», хотя в реальности - как я предположил с самого начала, как только пришел в себя, и в чем я теперь совершенно убежден - это был последний аккорд проявления по отношению ко мне того «нечто», обычно накапливающегося в общей жизни людей, что, как уже было сказано мной в «Вестнике грядущего добра», было впервые замечено Великим, действительно Великим Царем Иудейским, Соломоном, и названо «Цварнохарно».
Возвращаясь к более детальному описанию фактов того периода, что необходимо для понимания вами моих нынешних объяснений, нужно сказать, что с самого начала, когда все уже было более или менее налажено для обычного существования большого количества людей в двух домах, приобретенных мной во Франции, названных Chateau du Priere и Le Paradu, и постройка специального большого здания, которое позже стало известно вам под названием «Дом для занятий», была на скорую руку завершена, я начал почти ежедневные серии лекций для учеников Института, как вновь вступивших в Европе, так и приехавших со мной из России, а также присоединившихся ко мне во время моего странствия с Кавказа в Европу, когда из-за различных политических сложностей не было возможности ни осуществить хотя бы один параграф упомянутой программы, ни обосноваться где-то постоянно, чтобы осветить параллельно с ранним, поверхностным очерком, детали, которые в своей совокупности иллюстрировали сущность моих идей, и объяснить наиболее глубоко только ту часть из двадцати четырех подразделений общего материала изложения моих идей, усвоение которой абсолютно обязательно для каждого, чтобы начать продуктивную работу над собой.
Для лучшего понимания вами дальнейших объяснений, данных мною тогда, я считаю необходимым повторить некоторые из них сейчас.
Помимо всего прочего я сказал тогда, что наиболее важной работой для человека, который уже постиг своим Разумом свое реальное значение - то есть кто постиг свою ошибку преувеличенной важности, которую он придавал своей индивидуальности, представляющей собой, согласно его собственной беспристрастной оценке в спокойном состоянии, почти полное «ничтожество» - это приобрести способность направлять в течение определенного времени все свои возможности и всю свою силу только на то, чтобы констатировать настолько много, насколько возможно, физических, а также психических, ненормальных фактов, происходящих в его различных функциях, то есть практиковать то, что называется «само-наблюдением».
Это обязательно и необходимо делать главным образом для того, чтобы такие нежелательные факты, замечаемые сначала только его умом и по-прежнему ничего не значащие для его общего бытия, накапливаясь постепенно в его натуре, начали кри-сталлизовывать твердую уверенность во всем таким способом узнанном, и за счет этого, как это должно закономерно последовать должна появиться в его общем бытии, для возможности дальнейшей работы над собой, энергия огромной силы, с помощью которой только и возможна дальнейшая работа над собой и которая проявляется, между прочим, в постоянном стремлении приобрести «силу» в дневное время в своем, так сказать, «бодрствующем состоянии», на определенное время «помнить себя».
Это необходимо в свою очередь для того, чтобы такой человек, который постиг только в своем уме ничтожество своей индивидуальности и который решил бороться сознательно с констатированными им ненормальностями, которые кристаллизовались в его индивидуальности вследствие неблагоприятных окружающих условий его приготовительного возраста и которые проявляются во всевозможных слабостях, которые в своей совокупности порождают безволие, бесхарактерность, инертность и так далее, мог бы научиться насколько только возможно не отождествляться