означает следование личной эволюционной
программе, определенной кармическим эгрегором человека, а эта программа
вполне может касаться работы преимущественно с одним-двумя телами, в то время
как остальные подразумеваются сонно-дремлющими, и иногда очень высокие души с
крайне ответственной программой воплощаются с искусственно приглушенными
высшими телами - для них это воплощение - как бы спуск в ад, где им ставится
вполне определенная задача, в их внутренней реальности, может быть, не
имеющая прямого отношения к духовности, но, тем не менее, играющая важную
роль в эволюции человека.
* * *
Проблемы, касающиеся совокупности тел человека, могут быть условно
разделены на две категории: к первым относятся проблемы, связанные с
функционированием одного из тел самого по себе, а ко второй - проблемы их
взаимосвязи друг с другом. Соответственно, и болезни человека могут быть
связаны как с неполадками в том или ином теле, так и в искажении связи между
различными телами, и настоящая диагностика любой болезни должна учитывать
нарушения всех тел и любых связей между ними.
Наиболее сильны информационно-энергетические связи между соседними
телами, например, физическим и эфирным, или между эфирным и астральным:
однако какие-то связи существуют между любой парой тел, даже между физическим
и атманическим, но чем дальше тела друг от друга, тем тоньше каналы связи
между ними, и активизировать их удается лишь в исключительных случаях
(духовное исцеление). Однако прямые связи через одно тело, например, между
физическим и астральным, эфирным и ментальным довольно сильны и вполне
поддаются сознательному управлению: этому, в частности, учат некоторые
техники йоги.
Многие характерные проблемы учительства связаны с взаимодействием между
высшими телами. Духовный учитель, влияя непосредственно на атманическое тело
своего ученика, хотел бы его наставить на путь истинный не только в
религиозном и абстрактно-философском отношении (атманическое тело), но и во
всей его конкретной жизни, за которую отвечает каузальное тело. Сложность же
заключается в том, что непосредственная связь между этими телами слаба,
поскольку между ними располагается буддхиальное тело, которое является
своеобразным и часто малопроницаемым буфером между атманическим и каузальным.
Другими словами, естественный путь духовного ученичества идет через изменение
атманического тела (например, восприятие и усвоение высших религиозных
идеалов), за которым следует соответствующая трансформация буддхиального тела
(ломка психологических стереотипов, изменение жизненных позиций и установок),
которая влечет изменение архетипических для данного человека сюжетов, т.е.
его тонкой кармы, и лишь после этой трансформации буддхиальное тело
транслирует уже по прямым каналам вниз новую программу для каузального тела,
т.е. материализуются конкретные внешние события, к которым человек
психологически и экзистенциально подготовлен как более духовное существо.
Попытки же прямого воздействия через атманическое тело на каузальное, когда
буддхиальное еще не подготовлено (например, сильный проповедник буквально
заставляет прозелита вести церковный образ жизни) чаще всего ведет к
лицемерию или самообману и тяжелым тонко- и плотно-кармическим последствиям,
хотя, конечно, здесь бывают и исключения, когда сильно высветляется
каузальное тело, и человек попадает в плотно-кармический поток, который
буквально заставляет его пересмотреть свои взгляды на жизнь и перемениться
психологически (чаще всего это происходит при параллельном развитии также и
атманического тела).
Однако основной болезнью своего времени, собственно говоря, даже не
столько болезнью, сколько уродством, автор считает гипертрофированное
развитие ментального тела у средне-социального индивида, не говоря уже о
лидерах или народоводителях. Автор не имеет в виду, что современный человек
необычайно умен: скорее последний постоянно пытается употребить свой ум (т.е.
активизировать ментальное тело) где надо и не надо. Ввиду гибкости
ментального тела и его способности моделировать что угодно, в его рамках
создается некое подобие (схематическая модель) всего человека, т.е. всех его
семи тел - так, как их представляет себе цивилизация и данный индивид. Это
подобие, которое можно назвать ментальным человеком и которое бездуховно,
бестелесно и бесчувственно по сути своей (независимо от своих претензий, т.к.
является частью ментального тела), пытается жить вместо самого человека,
оттесняя