в процессе обучения, поскольку
сверхзадача торопыжки - постоянное изменение точки сборки человека, и потому
освоение новой области ее возможных положений моментально привлекает его
прыгающее внимание. 'Ура, учимся! - кричит он, радостно врываясь в учебный
кабинет. - Ребята, чего я знаю!' - далее следует серия анекдотов на
политико-сексуальные темы, которые с интересом слушают все обучающиеся вместе
с преподавателем. ('Вы тут сидите и ничего не знаете! - радостно объявляет
своим родителям первоклассник, возвратившись из школы 1 сентября, - вы
думаете, это называется пиписька, а на самом деле это...').
Идеал торопыжки - побывать везде, но нигде не задержаться больше, чем на
одну минуту, отведать все медитации, но не углубиться ни в одну. При попытке
человека сосредоточиться им внезапно овладевает особая острая активная скука,
некоторый зуд, который буквально требует переключения внимания, как будто
кто-то говорит: 'Ну, поучились и хватит, теперь пора сменить занятие, поучить
что-нибудь еще, или проверить свои знания на опыте или на других'. И человек
начинает с жаром обучать других тому, что сам еще очень плохо себе
представляет и чем вовсе не владеет. У торопыжки есть на эту тему
теоретическое положение, согласно которому понять что-либо можно лишь
объяснив это другим, понимающим его еще хуже.
Идеал торопыжки - причастность ко всему, но не включенность ни во что;
если его не контролировать, в результате обучения у человека оказывается
мертвая (иногда довольно подробная) карта области со множеством значков,
которые не являются ключами к каналам в обучающий эгрегор; другими словами,
человек много знает о данном предмете, но совершенно им не владеет.
Торопыжка не дает человеку погрузиться в обучение, и не только потому,
что постоянно сбивает ему положение точки сборки. Важнейшим условием обучения
является восприятие этики обучающего эгрегора и служение ему в той мере, в
которой он этого от человека требует, причем то и другое для человека ново,
плохо понятно и требует большой концентрации и устойчивости положения точки
сборки в непривычном положении, что трудно и само по себе, а тем более при
вмешательстве торопыжки. В то же время искреннее и адекватное (т.е.
соответствующее его воле) служение обучающему эгрегору - основное условие
успеха обучения: в этот монастырь со своим уставом не войдешь, просто
пролетишь мимо. Этим обучение в эгрегоре отличается от работы в нем уже
обученного человека: во втором случае точка сборки человека стоит совершенно
в другом месте, и этика эгрегора для него уже не столь обязательна (см.
гл.6).
Чем выше уровень обучения, тем скромнее должен быть торопыжка,
поскольку, соответственно, повышаются требования к внутреннему спокойствию
человека. Быстрый внутренний ритм закрывает видение ведущего высокого
эгрегора, и он прекращает свою инвольтацию на обучение - человеку делается
скучно, и он часто плохо понимает, почему, наивно полагая, что дело во
внешних обстоятельствах. С другой стороны, при внутреннем низком ритме и
высоком уровне обучения скучает торопыжка, и человеку может порой показаться,
что вообще ничего не происходит - и с социальной точки зрения зачастую так и
есть.
Желтый.
Его действия многообразны, но главная цель все та же - не дать человеку
установить точку сборки в нужном месте и обозначить это положение адекватным
знаком.
Распространеннейший прием желтого - спекуляция на расхождении языков
ведущего и обучающего эгрегоров и злоупотребление многозначностью символов.
Желтый смещает точку сборки совсем немного, и человеку кажется, что он вроде
бы все понимает... и лишь постепенно выясняется, что понял он не совсем так,
а вернее, совсем не так, а уж если говорить честно, то совсем ничего не
понял. Желтый часто выступает в защитной роли: встать на другую точку зрения,
да еще плохо понятную (т.е. сместить точку сборки в неисследованную область)
трудно и рискованно, лучше уж оставаться на своих позициях и воспринимать
происходящее с них, адаптируя поступающую энергию и информацию, насколько это
возможно, и игнорируя трещины и рассогласования там, где они возникают. В
результате этого подхода получается такой результат обучения, что
преподавателю иногда хочется сказать ученику: 'И лучше бы ты совсем не
учился'. Сильный желтый дает человеку возможность учиться, оставаясь
полностью на своих исходных позициях, т.е. вовсе не сдвигая точку сборки.
Результат в таких случаях бывает чудовищным с любой