самое время обратиться внутрь и сказать: <<Это надо мной
смеются>>. Потому что именно в эти моменты определенности вы
можете быть уверены, что усвоены бесполезные знания, а
плодородная почва --- не исследована. Несомненно, всегда
неузнанным остается гораздо большее, и это забавный элемент НЛП и
его будущее.
Когда вы овладеваете чем-то настолько хорошо, что можете делать
это безукоризненно, --- это становится работой, неотличимой от
нажатия на спусковой крючок. Вы можете организовать клинику, к
вам будут приходить люди и вы будете лечить фобии, снова и снова,
весь день напролет. Это не отличается от любой другой рутины.
Однако с приходом каждого из этих людей вы могли бы также начать
исследовать, как сделать это более интересным и более стоящим,
чем простое лечение фобии, --- так, чтобы человека не ужасал
лифт. Почему бы не сделать так, чтобы человек мог наслаждаться
катанием в лифтах? Почему бы не вычислить, как делаются фобии, и
не приобрести фобию на что-нибудь более того стоящее? Есть вещи,
на которые стоит иметь фобию! У вас есть какие-нибудь истощающие
компульсивные привычки? --- привычки к жестокости? --- привычки к
еде? --- привычки к потреблению? Как насчет фобии на инертность и
скуку? Это может увлечь вас в новые интересные места.
Когда бы я ни ехал проводить семинар, я всегда прибываю в
гостиницу предыдущим вечером. Когда я недавно приехал в
Филадельфию, в той же гостинице остановилась куча
<<высококвалифицированных>> нейро-лингвистических программистов,
и большинство из них никогда меня не видели. Когда я спустился в
бар, один из них сказал своему приятелю: <<Надеюсь, это не просто
еще что-то про субмодальные дела --- потому что это я уже знаю>>.
Так что, конечно, я подошел и спросил: <<Что это за чертовщина
такая --- НЛП?>> --- этого я не упустил бы ни за что на свете.
<<Ну, это трудно объяснить>>.
<<Вы же практикуете НЛП, верно? Вы хорошо его практикуете? Вы его
понимаете?>>
<<О да, конечно>>.
<<Ну, а я простой человек. Поскольку вы специалист, вы можете мне
об этом рассказать? Давайте, я куплю вам еще стаканчик, а вы
просто расскажете мне об этом>>.
В своих самых диких фантазиях он не мог представить, какое
ощущение испытает в 9.30 следующего утра, когда я вышел на
кафедру семинара. Он также не мог представить, что в баре научил
меня большему, чем я научил его за последовавшие три дня.
Я бы хотел, чтобы вы обдумали вариант превращения всего во
вводный семинар --- в смысле чтобы никогда не научиться столь
многому, что упустить то, чему еще можно научиться. Слишком часто
люди забывают, как не знать. Они говорят: <<О да, это звучит
похоже на...>>; <<Это то же самое, что...>>; <<Ага, я в прошлом
году научился всем этим субмодальным штукам>>. Я еще не научился
всему этому, так что если они научились всему этому в прошлом
году --- хотел бы я, чтобы они мне объяснили, чтобы мне не
приходилось так тяжело работать, чтобы понять это!
Существует огромная разница между изучением каких-то вещей и
обнаружением того, чему еще можно научиться. Вот разница, в
которой вся разница. Я знаю, как делать некоторые вещи, о которых
они даже не подозревают. Но верно и обратное. Поскольку у каждого
есть субмодальности, каждый проделывает с ними интересные вещи.
Люди могут не осознавать, как они это делают, но все равно они
способны осуществлять и использовать уникальные конфигурации.
Когда приходят клиенты и вы спрашиваете: <<Каким образом вы
разбалансированы?>> --- они действительно ответят на этот вопрос.
Но не забывайте, что они так качественно <<разбалансированы>>,
что могут порождать свою проблему снова и снова, без изменений!
Это может всегда напоминать вам, что это --- достижение, неважно,
насколько бесполезным, противным или отвратительным оно может
быть.
Способность поражаться сложности этого достижения отличает того,
кто работает в продуктивном стиле, от того, кто работает в
исправляющем стиле. Без такого чувства любопытства бесполезные,
противные и отвратительные вещи станут тем, на что вы не будете
знать, как повлиять. Без этого влияния люди будут продолжать
вести баталии вокруг странных мест и незначимых различий, не
будучи способны найти новые пути, на которых каждый сможет выйти
вперед. Суть продуктивности в том, чтобы порождать мир, в котором
выигрывает каждый, --- потому что есть способы создавать больше,
вместо того чтобы обладать ограниченным количеством, чтобы
драться за него и делить.
Все, что умеет делать человеческое существо,