контрольными
исследованиями эффективности этого метода?
Мне гораздо более интересны двадцатиминутные контрольные
исследования. Единственное стоящее основание для долговременного
контрольного исследования --- это если вы не можете определить,
что человек изменился в вашем кабинете. Подумайте вот о чем: если
вы действительно произвели в ком-то изменение и он остался
измененным таким образом в течение пяти лет --- что это
доказывает? Это ничего не говорит о том, ценно это изменение или
нет или могло оно как-то дальше эволюционировать или нет. Видите
ли, обеспечить женщине возможность не бояться червей или не
испытывать неодолимой потребности поедать шоколад --- это не
очень глубокое достижение, даже если оно сохраняется всю ее
жизнь. O модели взмаха важно понимать то, что она определяет
человеку продуктивное и эволюционное направление. Когда я делал
долговременные контрольные исследования людей, которых я
<<махал>>, --- обычно они сообщают, что совершенное мною
изменение стало основой для разного рода других изменений,
которыми они довольны. Модель взмаха не указывает людям, как себя
вести, --- она удерживает их на пути, ведущем к тому, чем они
хотят стать. По моему мнению, определение этого направления ---
важнейшая часть самого смысла изменения.
section{ПРИЛОЖЕНИЕ}
Существует одна вещь, лучше всего остального определяющая, знает
ли человек, что такое НЛП. Это не набор техник; это отношение.
Это отношение, связанное с любопытством, с желанием узнавать,
желанием быть способным воздействовать --- и воздействовать
стоящим способом. Изменить можно все. Это было сказано Вирджинией
Сатир, когда я впервые увидел, как она ведет семинар, --- и это
абсолютно верно. Любой физик это знает. Любое человеческое
существо можно изменить с помощью 45-го калибра --- это
называется <<ко-терапия мистера Смита и мистера Вессона>>.
Полезно изменение или нет --- вот более интересный вопрос.
Технология, которую вы здесь изучали, очень мощна. Я надеюсь, вы
очень внимательно рассмотрите вопрос о том, как и для чего вы ее
используете --- не в качестве обузы, но со стремлением выяснять,
что является ценным. События вашей жизни, которые в конечном
счете оказались наиболее для вас полезными и обеспечили основу
вашей способности испытывать удовольствие, удовлетворение,
радость и счастье, не обязательно были исключительно приятными в
момент, когда они происходили. Иногда некоторые из этих событий
были столь разочаровывающими, сколь только могли. Иногда они
приводили в замешательство. Иногда они были развлечением сами по
себе. Эти переживания не являются взаимоисключающими. Помните об
этом, когда организуете и предлагаете переживания другим.
Однажды я сел в самолет, чтобы лететь в Техас проводить семинар.
Парень, сидевший в самолете рядом со мной, читал книгу под
названием <<Структура Магии>>. Что-то на обложке привлекло мое
внимание. Я спросил его: <<Вы маг?>>
<<Нет, я психолог>>.
<<Зачем это психолог читает книгу о магии?>>
<<Это не книга о магии, это серьезная книга об общении>>.
<<Тогда почему она называется <<Структура Магии>>?>>
Потом он три часа сидел и объяснял мне, о чем эта книга. То, что
он говорил мне о ней, никакого отношения не имело к тому, что я,
как мне казалось, делал, когда писал ее. В лучшем случае
отношение не достигало даже незначительной степени; он запутался
во второй главе. Но пока он рассказывал мне о книге, я задавал
ему вопросы, типа <<как именно?>> и <<что именно?>>
<<Ну, если вы посмотрите на это таким образом...>>
<<Если бы я посмотрел на это таким образом, что бы я увидел?>>
<<Ну вот, вы знаете, вы берете эту картину и берете другую
картину (он не знал, что большинство людей не видят постоянно
двух картин), и вы уменьшаете эту картину, а ту ---
увеличиваете>>.
Когда он начал описывать эти вещи, которые были для него само
собой разумеющимися, я сидел там и думал: <<Ого! Это чудно. Тут
может быть целый новый мир!>>
Он сказал мне, что просто случилось так, что он направляется в
Техас на семинар по НЛП. Когда на следующий день он увидел меня,
входящим в дверь, он был очень доволен, что я принял его совет и
решил прийти туда, пока я не поднялся на кафедру и не прикрепил
микрофон! Чего он, наверное, никогда не поймет --- так это что
причина, по которой я попросту не присел рядом и не сказал: <<Эту
книгу написал я>>, заключается в том, что я не хотел лишать себя
возможности поучиться.
Видите ли, всякий раз, когда вы думаете, что все понимаете,