рисовать картины, вы можете произвести слуховые сдвиги извне
своим голосом, не упоминая о них. Чтобы сделать это хорошо, вам
надо быть способными говорить чужим голосом.
Умение копировать чей-то чужой голос --- это просто вопрос
практики и талант, который очень стоит научиться применять в этом
бизнесе. Через некоторое время вы обнаруживаете, что не обязаны в
совершенстве соответствовать человеку; вы только должны ухватить
несколько определенных характеристик. Вам необходимо ровно
столько, чтобы, если вы изображаете чей-то голос, он не заметил
бы, вы ли говорите или он говорит сам с собой. Это старый
прием: <<Что ж, я обратился внутрь и сказал вам>>. Я кучу раз
проделывал это на семинарах, и мало кто заметил.
Я хочу, чтобы вы все вернулись к тому же самому человеку, с
которым были несколько минут назад, и определили одну или две
аналоговые субмодальности, которые наиболее важны в порождении
ограничения. У некоторых из вас уже есть эта информация, но у
многих ее нет.
Потом я хочу, чтобы вы получили это второе изображение --- как он
видел бы себя по-другому, если бы у него больше не было этого
ограничения. Эта картина должна быть диссоциирована, а первая
всегда будет ассоциирована. Ассоциация в первой картине и
диссоциация во второй всегда будут одним из элементов взмаха.
Потом вы выстроите взмах, используя две аналоговые
субмодальности, которые вы определили как важные (вместо размера
и яркости, которые вы использовали в стандартном взмахе). Сначала
пусть ваш партнер создаст ассоциированный образ ключевых
стимулов, используя любые субмодальности, которые вызывают
сильную реакцию (большая, яркая картина). Затем пусть он создаст
диссоциированное изображение самого себя, каким он хотел бы быть,
начиная с обратного крайнего значения тех же субмодальностей
(маленькая, тусклая картина). Во время взмаха субмодальности
изменятся так, чтобы быстро ослабить реакцию на первую картину,
одновременно усилив реакцию на вторую. Возвращайтесь примерно
через полчаса.
То, что вы делали, --- это основа артистичного и точного
применения взмаха. Вы всегда можете просто испробовать
стандартный взмах. Если он не срабатывает --- можете попробовать
другой и продолжать попытки, пока не найдете тот, который
сработает. Это определенно лучше, чем не пробовать ничего нового.
Но еще лучше собрать достаточно информации, так чтобы вы точно
знали, что делаете, и могли заранее предсказать, что сработает, а
что нет. У вас есть какие-либо вопросы?
Мужчина: Что вы делаете с клиентом, который не очень осознает
внутренний процесс? Когда я спрашиваю некоторых своих клиентов,
как они организуют внутренний опыт, они просто пожимают плечами и
говорят: <<Не знаю>>.
Вы можете сделать несколько вещей. Одна --- продолжать
спрашивать, пока они не обратят внимание вовнутрь себя. Другая
--- задавать кучу вопросов и читать невербальные <<да-нет>>
реакции. Спросите: <<Вы говорите с собой?>> и наблюдайте реакцию
непосредственно перед словесным: <<Я не знаю>>. Полностью эта
техника обсуждается в книге <<Трансформирование>>.
Еще одно, что вы можете сделать, --- создать проблемную ситуацию
и понаблюдать за поведением человека. Все субмодальные сдвиги
проявляются во внешнем поведении. Например, когда человек делает
картину ярче, голова поворачивается назад и вверх, а если картина
придвигается ближе, голова смещается назад по прямой. Если вы
наблюдаете за людьми, когда просите их произвести субмодальные
изменения, то можете определить поведенческие сдвиги, которые мы
называем <<субмодальные сигналы доступа>>. Потом вы можете
использовать эти сдвиги, чтобы выяснить, что делает человек
внутри себя, даже когда он этого не осознает. Я всегда использую
такую калибровку в качестве проверки, чтобы убедиться, что клиент
делает то, о чем я его прошу.
Как и во всем остальном, в НЛП, чем больше вы знаете о том, как
работает изменение, и чем лучше вы откалибровали поведенческие
реакции, тем более вы способны действовать скрытно. Например,
иногда человеку нужно осуществить взмах несколько раз. Вы можете
попросить его сделать это однократно, а потом
спросить: <<Правильно ли вы это сделали?>> Чтобы ответить на ваш
вопрос, ему придется проделать взмах снова. Потом вы можете
спросить: <<Вы действительно правильно это сделали?>>, и он опять
должен будет его проделать. К тому же таким путем он делает все
быстрее и легче, потому что не пытается осуществить это
сознательно.
Женщина: Вы располагаете какими-либо долговременными