мне пришлось бы иметь ваше ограничение. Как
мне это сделать? Вы должны научить меня этой проблеме>>. Как
только я начинаю исходить из того, что это --- достижение (нечто
усвоенное, чему можно обучить кого-то другого), способ, каким
человек способен справляться с трудностью и думать о ней,
меняется полностью.
Когда я попросил женщину, паниковавшую, когда кто-то опаздывал,
научить меня, как это делается, --- она сказала:
<<Вы начинаете говорить себе фразы типа: <<Они опаздывают; они
могут никогда не прийти>>.
Вы говорите это скучающим голосом --- бормочете, мямлите?
Нет. Голос начинает медленно: <<Дай им еще полчаса>>. Потом он
ускоряется, когда время подходит.
У вас там есть какие-то картины?
Да. Я вижу картину, как человек может попасть в аварию, как будто
бы я стою там и наблюдаю, как сквозь увеличительное стекло. А
иногда я оглядываю мир своими собственными глазами --- и там
никого нет. Так что у нее в этом случае имеется голос, который с
течением времени ускоряется и повышается в тембре. В определенный
момент голос говорит: <<Они никогда не придут>>, и она создает
очень близкие, резко выпуклые образы человека, попавшего в
аварию, или полного одиночества.
Попросив ее попробовать создать картину аварии, я обнаружил, что
резкое приближение или удаление действует очень сильно. Когда я
проверял яркость, она сказала: <<Тусклость порождает расстояние>>.
Так я узнал, что яркость тоже имеет значение.
Теперь я хочу, чтобы вы объединились с кем-нибудь в пару и
попросили его подумать об ограничении --- о чем-то, что он
считает проблемой и хочет изменить. На этот раз я не хочу, чтобы
вы устраняли проблему; я только хочу, чтобы вы выяснили, как
работает это достижение. Используйте модель: <<Скажем, я должен
заменить тебя на один день. Научи меня, что делать>>. Делайте то
же самое, что и раньше, когда вы выясняли, как человек
мотивировался на что-либо.
Всякий раз, когда кто-либо испытывает неодолимую потребность
делать что-либо, чего не хочет делать, что-то внутри него должно
усилиться до определенной степени. Что-то должно стать больше,
ярче или громче, или меняется тон, ускоряется или замедляется
темп. Я хочу, чтобы вы определили, как этот человек достигает
данного конкретного ограничения. Сначала спросите его, когда это
делается, а потом выясните, как он это делает: что он проделывает
внутри себя, чтобы запустить свою реакцию? Когда вы решите, что
определили ключевые субмодальности, --- проверьте, попросив
партнера менять их каждую по отдельности, и пронаблюдайте, как
это изменяет его реакцию. Потом попросите его взять другую
картину и снова менять те же субмодальности, чтобы увидеть,
изменяет ли это таким же образом его реакцию на другую картину.
Узнайте достаточно о том, как это работает, так, чтобы вы смогли
воспроизвести ограничение этого человека, если бы захотели. Когда
у вас будет эта информация, вы будете точно знать, как проводить
взмах с этим конкретным человеком. Не <<машите>> его на самом
деле; только соберите информацию. Возьмите около получаса.
Мужчина: У моего партнера есть две картины, представляющие два
разных состояния: желаемое и нежелаемое. На одной из них он видит
резкие движения, а на другой движения плавные и изящные.
О'кей. Эти две картины создают и поддерживают то, что он считает
проблемой? Вот о чем я спрашивал. Я еще не спрашивал, куда
человек хочет двигаться; я только спросил, как он создает
проблему. Что касается женщины с паническими приступами --- ей
нужно перейти от состояния <<мямления>> к состоянию
<<ненормальности>>. Она начинает с голоса и картин. Потом она
должна заставить голос ускориться и повысить тембр, и по мере
того, как истекает время, картина подвигается все ближе и ближе.
Мужчина: У моего партнера есть ощущение неотложности.
Конечно. Это ощущение компульсии. Но как он создает это ощущение?
Что является критической субмодальностью? В сущности, вот что вам
нужно знать: <<Как этот человек уже <<машет>> себя из одного
состояния сознания в другое?>>
Мужчина: Для него ситуацию меняет оборачивание картины вокруг
него. Он натягивает картину на себя и вокруг себя, входит внутрь
и смотрит на нее своими собственными глазами.
О'кей. Хорошо. Вот как он попадает в состояние, в котором не
хочет находиться.
Мужчина: Да. Он сначала входит в это состояние, а потом
диссоциируется --- выходит из картины, помещает ее обратно вот
сюда, слева от себя, и стоит на расстоянии нескольких футов от
нее.
О'кей. Итак, критическая