другую, мы использовали субмодальности
размера, яркости и ассоциации-диссоциации.
Два из этих элементов, размер и яркость, являются такими, которые
меняются непрерывно в некотором диапазоне. То, что можно изменять
постепенно, называется аналоговой переменной. Ассоциация ---
диссоциация --- это то, что мы называем дискретной переменной,
поскольку она принимает либо одно значение, либо другое. Вы либо
внутри опыта, либо вне его; вы не переходите постепенно от одного
состояния к другому. Ассоциация-диссоциация всегда будет одним из
элементов взмаха. Двумя другими аналоговыми элементами могут быть
любые два элемента, сильно действующие на человека.
На этот раз я хочу, чтобы вы все оставили по-прежнему --- только
вместо размера вы используете расстояние. Первая картина вначале
будет яркой и близкой. Вторая вначале будет темной и далекой, а
потом быстро приблизится, становясь ярче, в то время как первая
откатится вдаль и потемнеет. Это довольно незначительное
изменение, и некоторые из вас могут вообще не заметить отличия,
поскольку размер и расстояние тесно связаны. Но это первый шаг к
тому, чтобы научить вас использовать технику взмаха гораздо более
обобщенным и гибким образом. Возьмите еще по пятнадцать минут,
чтобы проделать взмах с расстоянием вместо размера.
Использование расстояния вместо размера изменило что-нибудь для
некоторых из вас? Вы можете воспользоваться для проведения взмаха
любыми субмодальными различениями, но он хорошо сработает, только
если эти различения субъективно действенны для человека, с
которым вы работаете. Яркость и размер эффективны для большинства
людей, так что версия, которой я обучил вас вначале, чаще
сработает, чем нет. Расстояние --- другая субмодальность, важная
для многих людей, поэтому я заставил вас испробовать ее
следующей. Но если размер, яркость и расстояние не важны для
человека, тогда вы должны выяснить, какие субмодальности являются
действенными, и разработать взмах с их использованием.
Пару лет назад я провел с тремя клиентами сеансы для видеозаписи.
Первой клиенткой, которую я принял, была женщина, страдавшая от
<<предвосхищения утраты>>. Люблю названия, которые они
придумывают, чтобы описать, как перекореживает людей! Вот к чему
это все свелось: если она договаривалась о встрече с каким-то
близким человеком, а он на полчаса опаздывал --- у нее наступало
то, что она называла приступом паники. Она теряла рассудок и
начинала на него наезжать. Когда я спросил ее, чего она хотела бы
получить от сеанса, --- вот что она сказала:
<<У меня проблема со страхом, который иногда почти парализует
меня. Когда я его испытываю, у меня вроде как бы начинаются
приступы паники. Что я хотела бы сделать, так это отдалиться,
чтобы, находясь в подобной ситуации, я не испытывала страха такой
силы, как сейчас; тогда я могла бы контролировать себя и
принимать лучшие решения>>.
Сказав о желании <<отдалиться>>, она дала мне четкое указание,
что расстояние --- важная для нее субмодальность. Еще она много
говорила о людях, которые ей <<близки>>, и о <<близких
отношениях>>. Позже, говоря о том, что она делает, когда кто-то
опаздывает, она сказала: <<Мне нужно давать им какой-то зазор ---
то есть давать им какое-то время>>. Для этой женщины взмах с
использованием расстояния будет гораздо мощнее, чем с
использованием размера. Действительно, я приступил и попробовал
стандартный взмах с использованием размера, чтобы выяснить,
сработает ли это. Эффект был очень слабый. Тогда я использовал
расстояние --- и это сработало превосходно.
Самая важная часть действительно артистичного исполнения взмаха
--- аккуратный сбор информации, нужной вам, чтобы подходящим
образом выстроить процедуру. Когда человек говорит о том, что
нечто <<больше, чем жизнь>> или <<раздуто сверх меры>>, --- это
весьма точное указание, что важно использовать переменную
размера.
Когда некто описывает ограничение, которое он хочет изменить, вам
нужна способность обратить внимание на то, как работает эта
конкретная проблема. Я всегда помню: что бы то ни было, сделанное
кем бы то ни было, есть достижение --- неважно, сколь это может
быть бесполезно или болезненно. Люди не сломаны; они превосходно
работают! <<Как они работают сейчас?>> --- вот важный вопрос,
чтобы вы могли помочь им превосходно работать более приятным и
полезным образом.
Один из приемов, который я применяю для сбора информации, ---
сказать клиенту: <<Ну, скажем, я должен превратиться в вас на один
день. Среди прочего