нюхает сигареты и
выражение ее лица быстро меняется). Оп-па, вот оно опять; запах
сигарет вернул компульсию. Вам придется вернуться, и снова
проделать взмах, и на этот раз добавить запах. В той первой
картине, когда вы видите, как кто-то предлагает вам сигарету, вы
будете чувствовать ее запах. А в той второй картине вы увидите
себя, удовлетворенную тем, что можете ощущать запах сигарет и не
чувствовать компульсии. Вернитесь и еще раз проделайте таким
образом.
Это называется быть скрупулезным. Математик не просто получает
ответ и говорит: <<О'кей, готово>>. Он внимательно проверяет свои
ответы, потому что если он этого не сделает --- сделают другие
математики! Такого рода строгость всегда отсутствовала в терапии
и образовании. Люди что-то пробуют, а потом в течение двух лет
проводят контрольное исследование, чтобы выяснить, сработало это
или нет. Если вы проверяете скрупулезно, то можете выяснить, с
чем эта техника работает, а с чем --- нет, и сделать это
немедленно. И если вы выясняете, что она не работает --- нужно
попробовать какую-то другую технологию.
То, чему я вас здесь научил, --- это упрощенная версия более
общей модели взмаха. И все равно некоторые из вас запутались и
растерялись. Другой способ быть скрупулезным --- <<махнуть>> для
начала во всех системах. Но обычно гораздо экономнее сделать это
только в зрительной системе, а потом тщательно . проверить, чтобы
выяснить, что еще нужно добавить. Часто ничего не нужно
добавлять. Либо человек в этом уже не нуждается, либо он добавит
все сам, не осознавая того.
Эми, что происходит теперь, когда вы нюхаете сигарету?
Эми: Что-то изменилось. Мне трудно сказать, как оно изменилось.
Теперь, когда я ее нюхаю, мне хочется положить ее обратно, вместо
того чтобы закурить.
Мозги не обучаются получать результаты; они обучаются
придерживаться направлений. Эми научилась одному поведенческому
набору: <<Хотите сигарету?>> --- <<Да>> --- прикуриваем и дымим.
Стулья не могут этому научиться. Это немалое достижение ---
обучиться чему-то подобному столь старательно, что годами никто
ничего не может с этим поделать. Она просто воспользовалась этой
же самой способностью, чтобы научиться идти в каком-то другом
направлении.
Когда вы начинаете использовать свой мозг, чтобы заставить его
делать то, что вы от нет хотите, вам приходится тщательно
определить направление, в котором вы хотите, чтобы он двигался, и
сделать это надо заранее. Разочарование --- не единственная вещь,
которая требует адекватного планирования. Все остальное тоже
требует. Без адекватного планирования у вас появляется компульсия
делать то, чего вы не хотите делать: ворошить старые воспоминания
и плохо себя из-за них чувствовать; совершать поступки,
разрушающие ваш организм; кричать на людей, которых вы любите;
вести себя подобно цыпленку, когда вы в ярости.
Все это можно изменить, но не тогда, когда вы находитесь внутри
ситуации. Вы можете перепрограммировать себя позже либо
запрограммировать себя заранее. Мозги не предназначены для
получения результатов; они учатся придерживаться направлений.
Если вы знаете, как работает мозг, то можете определить свои
собственные направления. Если не знаете --- это сделает кто-то
другой.
То, чему я вас только что научил, я часто проделываю на одно- или
двухдневных семинарах. <<Стандартная>> модель взмаха есть то, что
человек может ухватить и использовать, и она будет чаще работать,
чем не работать. Но мне она не дает никакого компетентного
понимания того, в чем заключается подлежащий принцип. Если вы
кому угодно дадите поваренную книгу --- он сможет испечь торт. Но
если вы дадите ее шеф-повару, у него получится лучший продукт.
Действительно, хороший шеф-повар знает о поварской химии кое-что,
определяющее, что и как он делает. Он знает, что здесь делают
яичные белки; он знает, какова их функция. Для шеф-повара дело не
только в том, чтобы свалить вместе кучу всякой всячины и взбить
ее. Он знает, что некоторые вещи делают массу гелем определенной
консистенции, некоторые должны быть добавлены в определенном
порядке, а еще некоторые ингредиенты имеют отношение к изменению
вкуса тем или иным образом.
То же самое происходит, когда вы начинаете применять модель
взмаха. Я хочу, чтобы в качестве первого шага к превращению в
шеф-повара вы еще раз попробовали применить технику взмаха --- но
выясните, что произойдет, если вы измените один элемент. В
прошлый раз в качестве элементов, меняющихся в то время, как одна
картина <<смахивает>>