но потом остановилась. Я
хотел ее опустить, но намеренно задержал там --- потому что вы
просили.
Это поведенческий тест. Поведение, которое обычно вело к грызению
ногтей, теперь ведет куда-то в другое место. Это столь же
автоматично, как и то, что он делал раньше, но это приводит его
туда, где ему больше нравится.
Это перейдет в опыт. Когда рука поднимается вверх и запускается
ваша компульсия, само ощущение будет буквально утягивать вас в
другом направлении. Это станет новой компульсией. Не то, чтобы у
вас исчезла компульсия, --- просто у вас появляется компульсия
быть более таким, каким вы хотите быть.
Я применил эту технику с женщиной, помешанной на шоколаде,
которая все время твердила, что хочет <<освободиться>>. Она
хотела избавиться от компульсии, потому что это не
соответствовало тому, как она себя воспринимала. После того как
мы закончили с ней, она не могла удерживать перед глазами
изображение шоколада. Оно просто <<ффух>> --- и исчезало. Теперь,
когда она смотрит на настоящий шоколад, у нее не возникает старая
реакция. Ее мысли направлены на влечение к тому, чем ей нравится
быть. Это новая компульсия. Вы могли бы назвать эту модель
<<сменой компульсий>>. Я ей сказал: <<Теперь вы точно застряли. У
вас компульсия быть не в состоянии создавать эти картины>>, а она
ответила: <<Мне без разницы>>. На самом деле она не против иметь
компульсии; она просто хочет иметь их по-своему. Вот
действительно та разница, в которой вся разница.
Техника взмаха обладает более мощным действием, чем любая другая
техника, какой я пользовался. Недавно у нас на семинаре на первом
ряду сидела женщина, вздыхая и стеная по поводу того, что она
одиннадцать лет пытается бросить курить. Я изменил ее меньше чем
за одиннадцать минут. Я даже выбрал, что поместить в картинку в
маленьком темном углу; я не являюсь тем, что называется
<<недирективным клиницистом>>. Я сказал, чтобы она увидела образ
самой себя, вежливо наслаждающейся тем, как курят другие люди. Я
вовсе не собирался создавать еще одного
евангелиста-новообращенного. Я не хотел, чтобы она видела себя
насмехающейся над курящими и превращающей их жизнь в кошмар.
Теперь я хочу, чтобы вы все объединились в пары и попробовали эту
технику. Сначала я еще раз пройдусь по инструкции.
Техника взмаха
1. Определите контекст. <<Сначала определите, где вы поломались
или застряли. Когда или где вы хотели бы вести себя или
реагировать иначе, чем сейчас? Вы можете выбрать что-то вроде
грызения ногтей или, может быть, что-то типа злости на своего
мужа>>.
2. Определите пусковую картину. <<Теперь я хочу, чтобы вы
определили, что вы на самом деле видите непосредственно перед
тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Поскольку
многие в этот момент находятся на <<автопилоте>>, может быть,
полезно действительно проделать то, что должно предшествовать
этому поведению, так, чтобы вы смогли увидеть, как это
выглядит>>. Это то, что я сделал с Джеком. Я заставил его двинуть
руку к лицу и воспользоваться этим образом. Поскольку это стимул
некой реакции, которая человеку не нравится, с этой картиной
должно быть ассоциировано хотя бы что-то неприятное. Чем более
это неприятно, тем лучше сработает.
3. Создайте образ результата. <<Теперь создайте второй образ ---
как бы вы видели себя по-другому, если бы уже достигли желаемого
изменения. Я хочу, чтобы вы продолжали регулировать этот образ,
пока не получите такой, который для вас действительно
привлекателен --- который сильно влечет вас>>. В то время, как
ваш партнер создает этот образ, я хочу, чтобы вы отмечали его
реакцию, чтобы убедиться, что это нечто действительно ему
приятное и действительно для него привлекательное. Я хочу, чтобы
у него на лице был румянец, который сообщит вам, что того, что он
рисует, действительно стоит добиваться. Если, наблюдая за ним, вы
не можете увидеть подтверждения, что к этому стоит стремиться,
--- не давайте ему этого.
4. Взмах. <<Теперь <<махните>> эти две картины. Сначала увидьте
ту пусковую картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол
поместите маленький темный образ результата. Маленький темный
образ будет увеличивать размеры и яркость и покроет первую
картину, которая потемнеет и скукожится так же быстро, как вы
произносите слово <<взмах>>. Потом очистите экран или откройте
глаза. <<Махните>> их снова --- пять раз в общей сложности.
Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха>>.
5. Проверка
а. <<Теперь вызовите тот первый образ.