не знают, как
изменить что-либо, они часто начинают искать способ оправдать
неудачу --- вместо того чтобы думать о том, как они могли бы
попробовать сделать что-то другое, чтобы все заработало. Если вы
предполагаете, что у ребенка слаба обучательная доля мозга ---
тогда вы ничего не сможете с этим поделать, пока ему не сделают
пересадку.
Я бы не стал объяснять неудачи таким образом. Я бы скорее
посчитал это <<педагогической дисфункцией>> и по крайней мере
оставил бы открытой ту возможность, что мы можем научиться
изменять эту ситуацию. Если мы поведем себя так, как будто кого
угодно можно научить чему угодно, то обнаружим, где это (пока) не
соответствует действительности. Но если мы решим, что когда
человек не учится, то это значит, что его нельзя научить ---
никто не станет даже пытаться.
Р. Бэндлер: В прошлом столетии было принято считать, что человек
не может летать. Потом, когда самолеты стали частью повседневной
жизни, большинство людей не считало возможным доставку человека
на Луну. Если вы примете точку зрения, что все выполнимо, то
обнаружите, что многое из того, что раньше считалось невозможным,
на самом деле становится все-таки выполнимым.
Вся идея <<неспособности к обучению>> основана главным образом на
старых неврологических <<хирургических>> исследованиях,
развившихся из довольно примитивного понятия о том, как работает
мозг: что вы можете вычислить, как нечто работает, если
проследите, что происходит, когда оно разрушено. Найдут
повреждение в некой части мозга человека, который не может
говорить, --- и скажут: <<Вот где располагается речь>>. Пользуясь
той же логикой, можно перерезать проводок в телевизоре, отметить
искажение картины и сказать: <<Вот в этом проводке расположена
четкость изображения>>. В поддержании четкости изображения
участвуют тысячи проводков, соединений и транзисторов очень
сложной и взаимозависимой системы, а еще --- мозг гораздо сложнее
телевизора. Для некоторых из более примитивных областей мозга
действительно существует определенная степень локализации
функций. Однако давно известно также то, что маленький ребенок
может полностью лишиться одного полушария и великолепно выучить
все заново другим.
Современные данные выбрасывают вон множество старых
неврологических догм. При рентгеновской томографии нашли
выпускника колледжа с коэффициентом интеллектуальности 120,
мозговые желудочки которого были увеличены настолько, что толщина
его коры составляла всего около сантиметра! Большая часть его
черепа была заполнена жидкостью, и согласно догмам он не должен
был быть способен подняться утром, не то что ходить в колледж!
Вот другая старая догма: у позвоночных после рождения не
формируется новых нейронов. В прошлом году обнаружили, что
количество нейронов в области мозга самца канарейки, отвечающей
за пение, удваивается каждую весну, а потом половина из них
отмирает в течение оставшейся части года.
В другом исследовании выяснили, что если удалить обезьяне палец,
то часть мозга, обслуживавшая его, через несколько недель начнет
использоваться соседними пальцами, и это делает их более
чувствительными, чем раньше. Вся новая информация указывает, что
мозг гораздо более гибок и приспособляем, чем мы привыкли о нем
думать.
Мне никогда не нравилось мысль о том, что существует
<<познавательно неполноценные>> дети, потому что я никогда не
думал, что чтение есть преимущественно генетическая функция.
Ребенок может научиться говорить за три года, даже в джунглях, не
имея родителей --- докторов философии! Почему должно требоваться
еще десять лет, чтобы научить его читать то же самое, что он уже
знает как сказать? Дети в гетто могут овладеть тремя языками
сразу и научиться писать все что угодно секретными кодами. Но
способ преподавания в школах порождает ситуацию, в которой
некоторые дети не учатся читать. Некоторые из вас могут помнить
уроки, на которых вы немногому учились из-за кошмарного способа
преподнесения материала.
Научиться читать на самом деле не так сложно. Все, что нужно
сделать, --- это связать изображение слова со звучанием слова,
которое вам уже знакомо. Если вам знакомо произносимое слово,
значит, вы уже связали его звучание с опытом, который это слово
обозначает. Когда вы были ребенком, вы, наверное, довольно рано
усвоили, что последовательность звуков <<кошка>> обозначает
мягкую меховую маленькую движущуюся штучку с когтями, которая
мяукает. Способ, каким вы проделываете это в своей голове, таков:
услышать слово <<кошка>>,