а они все равно
забывают сказанное вами? И вы думали, что это их вина! Вспомните
об этом, когда захотите, чтобы кто-то другой что-то запомнил.
Вероятно, на изучение памяти у психологов ушло больше времени,
чем на любое другое занятие --- за исключением пыток крыс. Однако
они никогда по-настоящему не доходили до того, как люди это
делают, в терминах субъективного опыта.
У кого из вас проблема с запоминанием телефонных номеров?
Вероятно, большинство пытается делать это на слух, повторяя про
себя числа. Многих из вас учили таблице умножения путем
повторения вслух. Даже когда это эффективно, это очень медленно,
поскольку вы должны проговорить про себя все эти слова, чтобы
добраться до ответа. <<Девять, семь, три ноль, четыре, шесть,
восемь>>; <<Девятью шесть --- пятьдесят четыре>>. Огромная часть
информации гораздо эффективнее запоминается зрительно, а не на
слух: 973-0468, 9х6=54. Когда вы запоминаете визуально, в вашей
голове разом выскакивает вся картина, и вы просто прыгаете к
нужной вам информации, прочитываете ее или копируете. Множество
детей, считающихся <<труднообучаемыми>>, просто запоминают на
слух, а не зрительно. После того как вы тратите час или два,
чтобы научить их делать это визуально, они учатся гораздо
быстрее.
С другой стороны, некоторые пытаются запомнить музыку путем
рисования картин или переживания ощущений, вместо того чтобы
слушать звуки. Так что это всегда вопрос запоминания тем
способом, который соответствует тому, что вы хотите запомнить.
Другой хороший способ приобрести плохую память - делать нечто,
совершенно не относящееся к запоминанию информации. Если вы
повторяете про себя: <<Я должен запомнить номер телефона>>, то и
запомните скорее это предложение, нежели номер! Множество людей
делают что-то типа этого, а потом удивляются, отчего у них такая
<<плохая память>>. На самом деле память у них превосходная;
просто они используют ее для запоминания идиотских вещей.
Если вы изучаете людей с феноменальной памятью, то обнаруживаете,
что они делают некоторые поистине интересные вещи. Один мужчина с
исключительной памятью помещает подписи под все свои картины. Он
действительно печатает на своих картинах слова, описывающие, что
на них изображено. Это короткое словесное описание кодирует и
классифицирует воспоминание, так что к нему просто вернуться. Это
как присваивание названия фильму, так что вы можете глянуть на
название --- и знать, о чем это, без необходимости смотреть весь
фильм. В компьютерном бизнесе мы называем это <<кодом опущенного
знака>> --- нечто произвольное, но характерное, относящееся к
тому и одновременно к этому, связывая их вместе.
Раз на семинаре у нас была женщина, которой быстро представили
сорок пять человек по имени и фамилии. Это все, что ей было
нужно, чтобы знать имя каждого. Я видел, как на телешоу Гарри
Лорэйн проделал то же самое с тремя сотнями людей. Когда эту
женщину с кем-то знакомили, она сосредотачивалась на чем-то очень
характерном из того, что видела, --- форме носа, окраске кожи,
подбородке или на любой уникальной для этого человека
особенности, которую она спонтанно замечала. Она продолжала
сосредотачиваться на этой отличительной черте, слушая имя
человека, и, таким образом, одно связывалось с другим. Она даже
быстро проверяла себя, отворачиваясь на мгновение, чтобы
зрительно представить эту уникальную черту и услышать имя ---
чтобы убедиться, что связь установлена. Мне нравится, когда люди
носят значки с именами, так что мне не приходится утруждать себя
такими вещами. Однако это, несомненно, полезный талант, которому
можно было бы обучить продавцов. Им часто приходится иметь дело с
большим количеством людей, и считается важным помнить имена этих
людей и быть с ними персонально дружелюбным.
Если вы общаетесь с людьми в основном по телефону, этот
зрительный метод не сработает. Однако вы легко можете
приспособить его к слуховой системе: отметьте что-нибудь
характерное в тоне или темпе речи человека, слушая его имя, и
услышьте имя произнесенным с этой особенностью. Очень зрительно
ориентированные люди могут предпочесть, слушая имя, представить
его зрительно. Вы всегда можете адаптировать таким образом
стратегию памяти, чтобы сделать ее соответствующей контексту или
навыкам человека, который хочет что-то вспомнить.
Если вы действительно хотите запомнить имя, сопоставьте его с
чем-то уникальным во всех трех основных системах восприятия:
слуховой, зрительной и кинестетической. Слушая звучание имени
человека,