Бендлер

НЛП

школ детей заставляют неподвижно сидеть в аккуратных,

беззвучных, выровненных рядах. Я всегда спрашиваю: <<Когда дети

получат возможность смеяться, двигаться и наслаждаться жизнью?>>

Если вы связываете с учебой скуку и неудобство, то неудивительно,

что никто не хочет заниматься этим. Одно из больших преимуществ

обучения с применением компьютеров состоит в том, что с

компьютерами веселее, чем с большинством учителей. Компьютеры

наделены бесконечным терпением и никогда не причиняют детям

неприятных эмоций так, как это делает множество учителей.

Запоминание

Другая крупная проблема для многих детей --- запоминание всякой

всячины, которую они учат в школе. Значительная часть того, что

называется образованием, --- просто заучивание. Это как-то

меняется. Учителя начинают осознавать, что объем информации столь

велик, расширяется и изменяется столь быстро, что заучивание

вовсе не так важно, как они привыкли считать. Сейчас гораздо

важнее способность найти факты, когда они вам нужны,

воспользоваться ими и забыть. Однако вам все же нужно быть

способным запомнить, как это делается.

Один аспект памяти сходен с тем, что мы только что обсудили: с

приятным или неприятным опытом сопряжено воспоминание? Чтобы

кто-то что-то вспомнил, он должен вернуться в то состояние

сознания, в котором получил информацию. Так работает память. Если

вы разозлили или огорчили человека, попросив его что-то сделать,

то, чтобы вспомнить об этом, он должен вернуться в то состояние.

Поскольку он не хочет чувствовать себя плохо, он вряд ли

вспомнит. Вот почему у большинства из нас тотальная амнезия на 12

или 16 лет обучения. Я не могу даже вспомнить имена учителей, не

говоря уже о большей части того, чему меня учили, или о

каком-нибудь событии. Но я могу вспомнить последний школьный

день!

Как вас зовут?

Женщина: Лидия.

Вы забыли значок с именем. Единственный для меня способ запомнить

имена --- галлюцинировать на людях значки с ними. Всякий раз,

встречаясь с людьми, я постоянно смотрю на их левые груди; теперь

все думают, что я извращенец. Как-то раз я преподавал в фирме

<<Ксерокс>>, и поскольку на каждом была табличка со знаком

<<Ксерокс>>, я весь день постоянно звал людей <<Ксероксами>>. Это

как раз то самое; мозг научается это делать и, однажды осознав,

что это ни к чему, --- все равно продолжает.

Лидия, если вы забудете свой значок с именем, я подумаю, что вы

тайком пробираетесь на этот семинар, и внедрю определенные

внушения, которые останутся с вами на всю жизнь. Если у вас будет

значок с именем, я не стану этого делать. Вы лишь заполучите

внушения, которые пребудут с вами недолго.

Лидия, я собираюсь назвать вам число: 357. Теперь я хочу, чтобы

вы забыли число, которое я вам только что назвал. Вы уже забыли

его? (Нет). Если вы не можете забыть число, когда оно совершенно

бессмысленно, как вы могли забыть свой значок с именем или важный

аспект семинара? Вы уже забыли его? (Нет). Ну, и как это может

быть, что вы не в состоянии забыть нечто, не имеющее значения?

Лидия: Если мы еще поговорим об этом, я еще лучше запомню.

Неважно, имеет это значение или нет. Я не забуду этого в

особенности потому, что вы просите меня забыть это.

В этом есть смысл. Вы видели, сколько человек кивали, когда вы

говорили это? <<О да, вы попросили меня забыть это, значит, я

должна запомнить. В конце концов это неважно --- но мы говорим об

этом. Если вы просите меня забыть нечто неважное, о чем долго шла

речь, --- я должна это запомнить>>. Чудно, не правда ли?.. Но она

действительно права.

Это звучит странно, но даже хотя это звучит странно, вы знаете,

что она права. То, что она так говорит, столь же странно, сколь и

то, что она так делает. Однако психологи проигнорируют это, как

будто это не имеет значения, и продолжат изучать всячину типа

<<эдиповых комплексов>> и многие другие странные вещи. Психологи

откажутся от изучения того, как люди запоминают, в пользу

изучения того, в трансе какой <<глубины>> вы были --- это

метафора, в которой транс есть дыра, в которую вы падаете, и

упасть глубже имеет огромное значение. Люди, толкующие об

<<уровнях сознания>>, возражают; они считают, что лучше идти

выше, а не глубже.

Если бы я не говорил об этом очень долго и говорил именно так,

как следует, она могла бы забыть число всего из трех цифр. Лидия

может забыть свой значок с именем, хотя ей говорили, что это

важно. Многие из вас пытаются заставить людей что-то запомнить.

Сколькие из вас говорят с людьми о важных вещах,