школ детей заставляют неподвижно сидеть в аккуратных,
беззвучных, выровненных рядах. Я всегда спрашиваю: <<Когда дети
получат возможность смеяться, двигаться и наслаждаться жизнью?>>
Если вы связываете с учебой скуку и неудобство, то неудивительно,
что никто не хочет заниматься этим. Одно из больших преимуществ
обучения с применением компьютеров состоит в том, что с
компьютерами веселее, чем с большинством учителей. Компьютеры
наделены бесконечным терпением и никогда не причиняют детям
неприятных эмоций так, как это делает множество учителей.
Запоминание
Другая крупная проблема для многих детей --- запоминание всякой
всячины, которую они учат в школе. Значительная часть того, что
называется образованием, --- просто заучивание. Это как-то
меняется. Учителя начинают осознавать, что объем информации столь
велик, расширяется и изменяется столь быстро, что заучивание
вовсе не так важно, как они привыкли считать. Сейчас гораздо
важнее способность найти факты, когда они вам нужны,
воспользоваться ими и забыть. Однако вам все же нужно быть
способным запомнить, как это делается.
Один аспект памяти сходен с тем, что мы только что обсудили: с
приятным или неприятным опытом сопряжено воспоминание? Чтобы
кто-то что-то вспомнил, он должен вернуться в то состояние
сознания, в котором получил информацию. Так работает память. Если
вы разозлили или огорчили человека, попросив его что-то сделать,
то, чтобы вспомнить об этом, он должен вернуться в то состояние.
Поскольку он не хочет чувствовать себя плохо, он вряд ли
вспомнит. Вот почему у большинства из нас тотальная амнезия на 12
или 16 лет обучения. Я не могу даже вспомнить имена учителей, не
говоря уже о большей части того, чему меня учили, или о
каком-нибудь событии. Но я могу вспомнить последний школьный
день!
Как вас зовут?
Женщина: Лидия.
Вы забыли значок с именем. Единственный для меня способ запомнить
имена --- галлюцинировать на людях значки с ними. Всякий раз,
встречаясь с людьми, я постоянно смотрю на их левые груди; теперь
все думают, что я извращенец. Как-то раз я преподавал в фирме
<<Ксерокс>>, и поскольку на каждом была табличка со знаком
<<Ксерокс>>, я весь день постоянно звал людей <<Ксероксами>>. Это
как раз то самое; мозг научается это делать и, однажды осознав,
что это ни к чему, --- все равно продолжает.
Лидия, если вы забудете свой значок с именем, я подумаю, что вы
тайком пробираетесь на этот семинар, и внедрю определенные
внушения, которые останутся с вами на всю жизнь. Если у вас будет
значок с именем, я не стану этого делать. Вы лишь заполучите
внушения, которые пребудут с вами недолго.
Лидия, я собираюсь назвать вам число: 357. Теперь я хочу, чтобы
вы забыли число, которое я вам только что назвал. Вы уже забыли
его? (Нет). Если вы не можете забыть число, когда оно совершенно
бессмысленно, как вы могли забыть свой значок с именем или важный
аспект семинара? Вы уже забыли его? (Нет). Ну, и как это может
быть, что вы не в состоянии забыть нечто, не имеющее значения?
Лидия: Если мы еще поговорим об этом, я еще лучше запомню.
Неважно, имеет это значение или нет. Я не забуду этого в
особенности потому, что вы просите меня забыть это.
В этом есть смысл. Вы видели, сколько человек кивали, когда вы
говорили это? <<О да, вы попросили меня забыть это, значит, я
должна запомнить. В конце концов это неважно --- но мы говорим об
этом. Если вы просите меня забыть нечто неважное, о чем долго шла
речь, --- я должна это запомнить>>. Чудно, не правда ли?.. Но она
действительно права.
Это звучит странно, но даже хотя это звучит странно, вы знаете,
что она права. То, что она так говорит, столь же странно, сколь и
то, что она так делает. Однако психологи проигнорируют это, как
будто это не имеет значения, и продолжат изучать всячину типа
<<эдиповых комплексов>> и многие другие странные вещи. Психологи
откажутся от изучения того, как люди запоминают, в пользу
изучения того, в трансе какой <<глубины>> вы были --- это
метафора, в которой транс есть дыра, в которую вы падаете, и
упасть глубже имеет огромное значение. Люди, толкующие об
<<уровнях сознания>>, возражают; они считают, что лучше идти
выше, а не глубже.
Если бы я не говорил об этом очень долго и говорил именно так,
как следует, она могла бы забыть число всего из трех цифр. Лидия
может забыть свой значок с именем, хотя ей говорили, что это
важно. Многие из вас пытаются заставить людей что-то запомнить.
Сколькие из вас говорят с людьми о важных вещах,