в качестве шутки? НЛП --- моя месть.
Общаясь с педагогами, я заметил, что люди, преподающие какой-либо
предмет, могут быть очень компетентны в нем и много знать об этой
конкретной области. Однако они обычно очень мало знают о том, как
они этому научились, и еще меньше --- о том, как научить этому
кого-то другого. Как-то я пошел на лекцию по химии в класс
начального уровня. Профессор предстал перед аудиторией в 350
человек и сказал: <<Теперь я хочу, чтобы вы представили здесь
зеркало, а перед зеркалом находится спиральная молекула ДНК,
крутящаяся в обратном направлении>>. Некоторые люди в комнате
сказали: <<Аххх!>> Они стали химиками. Некоторые люди в комнате
сказали: <<А?>> Они не стали химиками. Некоторые люди в комнате
сказали: <<Брр!>> Они стали терапевтами!
Этот профессор понятия не имел о том, что большинство людей не
может визуализировать так подробно, как он. Такой тип зрительного
представления является предпосылкой успешной карьеры в химии, и
это --- навык, которому можно обучить людей, еще не знающих, как
хорошо визуализировать. Но поскольку этот профессор предполагал,
что все остальные уже могут делать то, что делает он, с
большинством людей на своих занятиях он зря тратил время.
Большинство исследований процесса научения являются
<<объективными>>. НЛП занимается исследованием субъективного
опыта в процессах, при помощи которых люди чему-то обучаются.
<<Объективные>> исследования обычно изучают людей, имеющих
проблемы; НЛП изучает субъективный опыт людей, имеющих решения.
Если вы исследуете дизлексию, то узнаете кучу всего о дизлексии.
Но если вы хотите учить детей как читать --- имеет смысл
исследовать людей, которые могут читать хорошо.
Когда мы придумали название <<Нейро-Лингвистическое
Программирование>>, множество людей сказало: <<Это звучит как
<<управление мозгом>> --- как будто это что-то плохое. Я
сказал: <<Да, конечно>>. Если вы не начнете контролировать и
использовать свой собственный мозг, то вам придется просто
бросить его на произвол судьбы. Это примерно то, на что похожа
наша образовательная система. Двенадцать лет они трясут перед
вами содержанием; если вы ему научились, значит, они вас ему
научили. Существующая система образования неэффективна во
множестве отношений, и я хотел бы обсудить некоторые из этих
неэффективностей.
<<Школьные фобии>>
Одна из глубочайших проблем состоит в том, что множество детей
уже испытало в школе неприятные переживания. Из-за этого
определенный предмет --- или школа вообще --- становится
сигналом, который запускает неприятные воспоминания, заставляющие
ребенка плохо себя чувствовать. А вы, вероятно, замечали, что
людям немногому удается научиться, когда они плохо себя
чувствуют. Если реакция ребенка по-настоящему сильна, психологи
даже определяют ее как <<школьную фобию>>. Плохое самочувствие в
ответ на школьные ситуации можно быстро изменить посредством ряда
техник, уже описанных и продемонстрированных нами ранее, но я
хотел бы показать вам еще один очень простой способ сделать это.
У кого из вас есть неприятные ощущения в связи с математикой ---
дроби, квадратные корни, квадратичные уравнения и всякое такое?
(Он пишет на доске длинную цепочку уравнений, и несколько человек
стонут или вздыхают).
Теперь закройте глаза и подумайте о происшедшем с вами
переживании, которое было абсолютно восхитительно, --- какая-то
ситуация, в которой вы чувствовали себя возбужденно и
заинтересованно.
Теперь на одну-две секунды откройте глаза, чтобы посмотреть на
эти уравнения, а потом опять закройте и вернитесь к тому
восхитительному опыту.
Теперь откройте глаза, чтобы посмотреть на уравнения на несколько
секунд дольше, а потом снова вернитесь к своему возбуждающему
переживанию. Проделайте чередование еще несколько раз, пока эти
два переживания не проинтегрируются прочно.
Настало время проверки. Сначала отвернитесь и подумайте о любом
нейтральном для вас переживании, а потом посмотрите сюда на
уравнения и отметьте свою реакцию.
Мужчина: Боже мой, это работает!
Вообще-то это старая техника НЛП, которую мы называем
<<интеграция якорей>>. Если хотите больше узнать об этом, можете
почитать книгу <<Из лягушек --- в принцы>>. Большинство
отрицательных реакций на школу можно изменить так же быстро и
просто, но чтобы смочь это сделать, вы должны знать, как работает
мозг.
Более интересный способ применении того же принципа --- всегда
связывать обучение с радостью и удовольствием в его начале. В
большинстве