меньше, чем стали. Спросите первого встречного
огнеходца, согласен ли он пройти то же расстояние по стальному
листу той же температуры, что и те угли!
Есть еще один фактор, который физики называют <<эффектом
Лейденфроста>>. Когда имеется существенная разница температур
между двумя веществами и более холодное из них --- это жидкость
или содержит жидкость, то формируется тонкий слой пара, чтобы
создать изоляционный барьер, значительно уменьшающий
теплопередачу.
Все данные, какими я располагаю, указывают, что десятифутовая
полуторасекундная прогулка по огню есть нечто, что может делать
каждый --- с евангелической подготовкой или без --- но очень
немногие думают, что они это могут.
Женщина: У некоторых людей есть убеждения, по-видимому, несильно
влияющие на их поведение. Например, мой босс всегда говорит о
том, как люди должны быть добры друг к другу, но сам обычно низко
поступает с людьми. Как вы это объясните?
Я пытаюсь понять, как вещи работают, а не <<объяснить>> их. Тут
несколько возможностей. Одна состоит в том, что это убеждение не
есть нечто, во что он на самом деле верит, пусть даже он и
говорит об этом. У многих <<интеллектуалов>> есть убеждения
такого типа, не влияющие на их поведение. В этом случае вы могли
бы применить метод изменения веры, чтобы превратить его убеждение
в такое, которое достаточно субъективно реально, чтобы повлиять
на его поведение.
Другая возможность --- его убеждение достаточно реально, но оно
избирательно: другие люди должны быть добры к нему, а ему не
обязательно быть с ними добрым - потому что он особенный. Таковы
короли, диктаторы и некоторые кинозвезды. Убеждения не всегда
работают в обе стороны.
Третья возможность --- убеждение вашего босса реально и работает
в обе стороны; но то, что он считает <<добрым>>, вам кажется
<<низким>>. В шестидесятые годы многие гуманистические психологи
очень крепко всех обнимали, потому что верили, что это хорошо ---
не обращая внимания, нравится ли это <<обнимаемому>>. Еще они
оскорбляли людей направо и налево, потому что думали, что всегда
хорошо быть честным и говорить правду. Крестоносцы верили, что
надо заниматься спасением душ, и их не волновало, если иногда для
этого требовалось уничтожить тело.
Процесс изменения веры относительно прост, если только человек на
это согласен. Чуть хуже, если человек не хочет менять веру. Я еще
предположил, что вы можете определить убеждение, которое стоит
изменить. Иногда это неочевидно, и может потребоваться кое-какая
работа, чтобы определить, в чем заключается ограничивающее
человека убеждение. Часто убеждение, которое человек хочет
изменить, не есть то, которое ограничивает его поведение на самом
деле.
Моя принципиальная цель здесь --- обучить вас процессу, который
вы можете использовать для изменения убеждения. Однако
содержание, которое вкладывается в убеждение, тоже важно. Вот
почему я просил вас непременно проводить экологическую проверку,
а также формулировать новую веру в качестве, скорее, процесса,
нежели цели и в позитивных терминах. Я просил, чтобы вы проделали
этот процесс изменения веры, не зная содержания нового убеждения,
потому что знаю, что некоторые из вас заблудились бы в содержании
и им было бы трудно научиться процессу. После того как вы
тщательно изучили процесс, вам уже не так легко будет потеряться
в содержании. Когда вы работаете со своими клиентами, разумно
знать кое-что о содержании --- так, чтобы вы могли убедиться, что
новая вера сформулирована в позитивных терминах, является скорее
процессом, нежели целью, и что она, наверное, экологична.
Убеждения --- очень мощные вещи; если вы меняете одно из них, это
может принести много пользы, но если встраиваете другое, неверное
--- это может принести и много вреда. Я хочу, чтобы вы были очень
осторожны с типами новых убеждений, которые вы собираетесь
встраивать в людей.
section{ОБУЧЕНИЕ}
Мне всегда казалось интересным, что, когда люди спорят о чем-то,
не имеющем значения, они говорят: <<Это академично>>. Джона
Гриндера и меня принудили оставить преподавание в Калифорнийском
Университете, потому что мы учили старшекурсников делать в жизни
разные вещи. В этом заключалась жалоба на нас. Сказали, что школа
предназначена только для того, чтобы давать людям информацию про
вещи.
Когда я был старшекурсником, единственные курсы, по которым я не
успевал, были психология и ораторское искусство. Я завалил
психологию с оценкой 1А и получил <<Д>> по ораторскому искусству!
Каково