Бендлер

НЛП

меньше, чем стали. Спросите первого встречного

огнеходца, согласен ли он пройти то же расстояние по стальному

листу той же температуры, что и те угли!

Есть еще один фактор, который физики называют <<эффектом

Лейденфроста>>. Когда имеется существенная разница температур

между двумя веществами и более холодное из них --- это жидкость

или содержит жидкость, то формируется тонкий слой пара, чтобы

создать изоляционный барьер, значительно уменьшающий

теплопередачу.

Все данные, какими я располагаю, указывают, что десятифутовая

полуторасекундная прогулка по огню есть нечто, что может делать

каждый --- с евангелической подготовкой или без --- но очень

немногие думают, что они это могут.

Женщина: У некоторых людей есть убеждения, по-видимому, несильно

влияющие на их поведение. Например, мой босс всегда говорит о

том, как люди должны быть добры друг к другу, но сам обычно низко

поступает с людьми. Как вы это объясните?

Я пытаюсь понять, как вещи работают, а не <<объяснить>> их. Тут

несколько возможностей. Одна состоит в том, что это убеждение не

есть нечто, во что он на самом деле верит, пусть даже он и

говорит об этом. У многих <<интеллектуалов>> есть убеждения

такого типа, не влияющие на их поведение. В этом случае вы могли

бы применить метод изменения веры, чтобы превратить его убеждение

в такое, которое достаточно субъективно реально, чтобы повлиять

на его поведение.

Другая возможность --- его убеждение достаточно реально, но оно

избирательно: другие люди должны быть добры к нему, а ему не

обязательно быть с ними добрым - потому что он особенный. Таковы

короли, диктаторы и некоторые кинозвезды. Убеждения не всегда

работают в обе стороны.

Третья возможность --- убеждение вашего босса реально и работает

в обе стороны; но то, что он считает <<добрым>>, вам кажется

<<низким>>. В шестидесятые годы многие гуманистические психологи

очень крепко всех обнимали, потому что верили, что это хорошо ---

не обращая внимания, нравится ли это <<обнимаемому>>. Еще они

оскорбляли людей направо и налево, потому что думали, что всегда

хорошо быть честным и говорить правду. Крестоносцы верили, что

надо заниматься спасением душ, и их не волновало, если иногда для

этого требовалось уничтожить тело.

Процесс изменения веры относительно прост, если только человек на

это согласен. Чуть хуже, если человек не хочет менять веру. Я еще

предположил, что вы можете определить убеждение, которое стоит

изменить. Иногда это неочевидно, и может потребоваться кое-какая

работа, чтобы определить, в чем заключается ограничивающее

человека убеждение. Часто убеждение, которое человек хочет

изменить, не есть то, которое ограничивает его поведение на самом

деле.

Моя принципиальная цель здесь --- обучить вас процессу, который

вы можете использовать для изменения убеждения. Однако

содержание, которое вкладывается в убеждение, тоже важно. Вот

почему я просил вас непременно проводить экологическую проверку,

а также формулировать новую веру в качестве, скорее, процесса,

нежели цели и в позитивных терминах. Я просил, чтобы вы проделали

этот процесс изменения веры, не зная содержания нового убеждения,

потому что знаю, что некоторые из вас заблудились бы в содержании

и им было бы трудно научиться процессу. После того как вы

тщательно изучили процесс, вам уже не так легко будет потеряться

в содержании. Когда вы работаете со своими клиентами, разумно

знать кое-что о содержании --- так, чтобы вы могли убедиться, что

новая вера сформулирована в позитивных терминах, является скорее

процессом, нежели целью, и что она, наверное, экологична.

Убеждения --- очень мощные вещи; если вы меняете одно из них, это

может принести много пользы, но если встраиваете другое, неверное

--- это может принести и много вреда. Я хочу, чтобы вы были очень

осторожны с типами новых убеждений, которые вы собираетесь

встраивать в людей.

section{ОБУЧЕНИЕ}

Мне всегда казалось интересным, что, когда люди спорят о чем-то,

не имеющем значения, они говорят: <<Это академично>>. Джона

Гриндера и меня принудили оставить преподавание в Калифорнийском

Университете, потому что мы учили старшекурсников делать в жизни

разные вещи. В этом заключалась жалоба на нас. Сказали, что школа

предназначена только для того, чтобы давать людям информацию про

вещи.

Когда я был старшекурсником, единственные курсы, по которым я не

успевал, были психология и ораторское искусство. Я завалил

психологию с оценкой 1А и получил <<Д>> по ораторскому искусству!

Каково