Бендлер

НЛП

проверяю, чтобы быть уверенной. Мне трудно поверить,

что это было так просто сделать.

Что происходит, когда вы думаете о старой вере?

Лу: (Смотрит вверх и влево от себя, потом улыбается.) Она теперь

выглядит как бы усохшей.

Она явно не там, где была раньше. Это еще один способ проверить

то, что я сделал, и, конечно, на ее несловесные сигналы я обращаю

больше внимания, чем на слова. Теперь нам известен результат

через пять минут после завершения работы.

Я хочу, чтобы вы все попробовали этот паттерн в группах по трое.

Один из вас будет программистом, один - клиентом и один ---

наблюдателем-консультантом. Я еще раз перечислю для вас все шаги,

прежде чем вы начнете.

Техника изменения убеждения

А. Сбор информации и подготовка

1. Убеждение: <<Подумайте о своем убеждении, касающемся вас самих,

которого вы хотели бы не иметь, потому что оно как-то

ограничивает вас или приводит к нежелательным последствиям. Как

вы представляете это убеждение в своем внутреннем опыте?>>

2. Сомнение: <<Теперь подумайте о том, в чем вы сомневаетесь.

Может, это верно, а может, и нет: вы не уверены. Как вы

представляете это сомнение в своем внутреннем опыте?>>

Когда вы просите своего партнера подумать о том, в чем он

сомневается, --- убедитесь, что он в этом не уверен. Если он

говорит что-то вроде: <<Я сомневаюсь, что это хорошая идея>>, то

на самом деле может иметь в виду, что уверен, что это плохая

идея. Сомнение --- это когда вы колеблетесь от мысли, что нечто

может быть верно, к мысли, что это может быть неверно; вы просто

не знаете.

3. Различия. Проведите сравнительный анализ, чтобы найти и

перечислить субмодальные различия между Верой и Сомнением, ---

точно так, как вы делали раньше с замешательством и уверенностью.

4. Проверка. Проверьте по очереди каждую субмодальность из вашего

списка различий, чтобы выяснить, какие из них наиболее эффективны

при превращении веры в сомнение. Проверив одну субмодальность,

верните ее в исходное состояние, прежде чем проверять следующую.

5. Новое убеждение: <<Какое новое убеждение вы хотели бы иметь

вместо того, которое у вас сейчас есть и вам не нравится?>>

Позаботьтесь о том, чтобы это убеждение было предъявлено в

позитивных терминах, без отрицаний. <<Я могу научиться меняться в

зависимости от обратной связи>> вместо <<Я перестану быть

неспособной менять свое поведение>>.

Убедитесь также в том, что ваш партнер думает о новом убеждении в

терминах скорее способности или процесса, нежели уже достижения

желаемой цели. <<Я верю, что могу научиться изменять и

поддерживать свой вес>> --- это полезное убеждение. <<Я вешу 107

фунтов>> --- это не очень полезное убеждение, особенно если на

самом деле она весит 350! Мы хотим мобилизовать новые

способности, а не встроить новые заблуждения.

Вам также нужно попросить человека об экологической

проверке: <<Если бы у тебя было это новое убеждение, как это могло

бы причинить тебе неприятности?>>, <<Как изменится реакция твоего

мужа или твоей семьи, если у тебя будет это новое убеждение?>>,

<<Как это новое убеждение повлияет на твою работу?>> и т.~д.

Модифицируйте новое убеждение, чтобы принять в расчет любые

вероятные проблемы.

Ваш партнер не должен сообщать вам, в чем состоит новое

убеждение. Все, что вам нужно, --- это слово, определяющее новое

содержание.

Б. Процесс изменения убеждения

6. От веры к сомнению. Оставляя содержание неизменным, превратите

нежелательное убеждение в сомнение путем использования одной или

нескольких из числа наиболее мощных субмодальностей, обнаруженных

на шаге 4. Например, если двумя сильнейшими различиями были фильм

--- слайд и близкая панорама --- удаленная картина в рамке, то

пусть панорамный фильм замедляется до неподвижного слайда,

отодвигаясь и превращаясь в обрамленную картину.

7. Изменение содержания. Используя какую-нибудь другую

субмодальность, смените содержание старого нежелательного

убеждения на содержание нового, желательного. Используйте то, что

она уже делает, или любой постепенный непрерывный метод.

Например, если в сомнении картинки у нее прыгают туда-обратно,

она может прыгнуть из старого содержания в новое. Вы можете

заставить картину старого убеждения отодвинуться так далеко, что

невозможно будет разобрать, что там; потом вернуть ее обратно с

образом нового убеждения. Вы можете сделать картинку столь яркой

или столь темной, что старое содержание исчезнет, а потом вернуть

ее в прежнее состояние с новым содержанием --- и т.~д.

8. От