Бендлер

НЛП

не была запланирована; это

просто произошло. Большая часть вашего понимания основана на этой

как бы случайной последовательности. Поскольку у вас только одна

последовательность, у вас только один набор пониманий, и это

ограничивает вас. Если бы те же самые события произошли в другом

порядке, ваши понимания были бы совершенно иными, и вы бы

совершенно иначе вели себя.

Вы обладаете целой личностной историей --- тем богатством,

которое используете, чтобы двигаться в будущее. То, как вы его

используете, определит то, что из этого получится. Если у вас

есть лишь один вариант использования --- вы будете очень

ограничены. Будет много такого, чего вы не заметите, много мест,

в которые не попадете, и многих идей у вас просто не возникнет.

Прокручивание событий вперед и назад --- это лишь два из

бесконечного числа способов, которыми вы можете организовывать

свой опыт. Если вы делите фильм только на четыре части,

появляется еще двадцать две последовательности, которые можно

пережить. Если делить на большее число частей, количество

последовательностей еще возрастает. Каждая последовательность

породит новый смысл так же, как разные последовательности букв

создают разные слова, а разные последовательности слов --- разные

значения. Множество техник НЛП --- это просто способы менять

последовательность переживаний.

Я бы хотел внедрить в вас то, что я считаю одним из важнейших

шагов в эволюции вашего сознания: не доверяйте успеху. Всякий

раз, когда вы чувствуете себя уверенно и несколько раз успешно

решаете задачу, я хочу, чтобы вы заподозрили, что чего-то не

замечаете. Когда у вас есть нечто работающее --- это не значит,

что другие средства не работают или что больше нельзя сделать

ничего интересного.

Много лет назад какие-то люди вычислили, что можно выкачивать из

земли вязкую липкую черную жидкость и сжигать ее в лампах. Потом

они вычислили, как сжигать ее в большом стальном ящике и катать

его туда-сюда. Вы можете даже сжечь ее на конце трубы и отправить

трубу на луну. Но это не значит, что нет других способов

проделывать такие штуки. Сотню лет спустя люди будут смотреть на

нашу <<супертехническую>> экономику и качать головами так, как

делаем мы, когда думаем о воловьих упряжках. Истинное

нововведение было бы проще совершить в самом начале. Они могли бы

сделать поистине поразительные вещи. Что если бы они

сказали: <<Глянь-ка, это действительно работает! Что еще будет

работать? Что еще можно сделать? Какие еще есть способы

двигаться, кроме как сжигая всякую всячину и изрыгая ее с

какого-нибудь конца? Какие еще есть способы двигаться, кроме

катания в металлических ящиках и полетов в железных трубах?>> Чем

большего успеха вы добиваетесь, тем более уверенными становитесь

и тем меньше вероятности, что вы остановитесь и подумаете: <<А

чего я не делаю?>> То, чему я вас учу, работает, но я хочу, чтобы

вы думали о том, что еще могло бы работать даже лучше.

section{ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВЕРЫ}

О поведении можно думать еще и так, что оно организовано вокруг

неких очень прочных вещей, называемых <<убеждениями>>. Всякий

раз, когда человек говорит, что некое действие важно или неважно,

--- это потому, что у него есть убеждение относительно этого. Обо

всем поведении можно думать, что оно мобилизуется нашими

убеждениями. Например, вы, возможно, не стали бы учиться НЛП,

если бы не верили, что это будет интересно, или полезно, или

ценно каким-то образом. Родители не проводили бы кучу времени со

своими младенцами, если бы не верили, что в будущем это позволит

детям оказаться лучше. Прежде родители ограждали маленьких детей

от слишком интенсивной стимуляции, потому что верили, что это

сделает их гиперактивными; теперь они обеспечивают своим детям

мощную стимуляцию, потому что верят, что это поможет их

интеллектуальному развитию.

Убеждения --- вещи поистине феноменальные. Они могут принудить

совершенно милых людей пойти и убивать другие человеческие

существа из-за идеи, и даже еще испытывать из-за этого приятные

ощущения. До тех пор пока вы можете подогнать поведение под

систему ценностей человека, вы можете заставить его делать ---

или перестать делать --- все, что угодно. Именно так я поступил с

отцом, который не хотел, чтобы его дочь была шлюхой. Как только я

указал на то, что его оскорбительное поведение ничем не

отличается от обращения сутенеров со шлюхами, он больше не мог

так себя вести, не нарушая собственных убеждений. Я не принуждал

его остановиться <<против его воли>>, что бы это ни значило.