Бендлер

НЛП

быть, теперь мы могли бы взять любую вещь, в которой вы

уверены, и запутать вас ко всем чертям. Вы все смеетесь; вы не

осознаете, как это может быть полезно! Разве вы не знакомы с

людьми, которые уверены, что понимают что-либо, а на самом деле

--- нет?.. И эта ложная уверенность доставляет им кучу

неприятностей? Хорошая доза замешательства могла бы

замотивировать их послушать окружающих и собрать кой-какую очень

полезную информацию. Замешательство и понимание --- это

внутренние переживания. Они не обязаны иметь какое-либо отношение

к внешнему миру. Вообще, если вы оглянетесь вокруг, --- связи

обычно немного.

Чтобы Билл получил опыт, который он называет <<пониманием>>, ему

нужно пройти через процесс, в котором имеющаяся у него информация

представлена в качестве широкоформатного фильма со звуковой

дорожкой. Иногда это происходит случайно, в других случаях это

может быть вызвано другими людьми. Однако теперь, зная, как это

работает, он может намеренно включать этот процесс всякий раз,

когда он из-за чего-то растерян. Если у него недостаточно данных,

он может не прийти к полному пониманию; в фильме могут быть

пробелы, или звуковая дорожка может давать время от времени

провалы. Но для него это будет лучшим представлением того, что

ему известно. Эти пробелы в фильме точно укажут, где ему нужно

получить дополнительную информацию. И всякий раз, когда ему

наскучит то, что он уже слишком хорошо понимает, он может сам

себя ввести в замешательство --- в качестве прелюдии перед тем,

как прийти к какому-то новому, иному пониманию.

Теперь я хочу, чтобы вы все по очереди проделали то, что я делал

с Биллом. Возьмите в пару человека, которого вы не знаете, потому

что так будет проще.

1. Попросите своего партнера подумать а) о чем-то приводящем его

в замешательство и б) о чем-то похожем, что он понимает. Вашему

партнеру запрещается сообщать вам что бы то ни было о содержании.

2. Спросите: <<Чем отличаются эти два опыта?>> Вас не волнует, чем

они похожи, --- только чем один отличается от другого.

3. Когда у вас будет как минимум два различия, попросите своего

партнера изменить замешательство, чтобы оно стало таким же, как

понимание.

4. Проверьте, что вы сделали, спросив, понимает ли он то, что

раньше приводило его в растерянность. Если он понимает, вы

кончили. Если нет, вернитесь на шаг 2) и найдите еще несколько

отличий. Продолжайте до тех пор, пока он либо не поймет, либо не

определит, какая конкретно нехватка информации препятствует

полному пониманию. Помните, что никто никогда ничего не понимает

до конца. Это нормально. Это сохраняет интерес к жизни. На

каждого по пятнадцать минут.

Большинство из вас, возможно, заметили, что ваш партнер

относительно слов <<понимание>> и <<замешательство>> проделывает

внутри себя нечто отличное от того, что делаете вы. Давайте

сначала услышим о каких-нибудь различиях, которые вы обнаружили,

а потом вы зададите любые вопросы.

Мужчина: Мое замешательство похоже на телевизор, у которого вышла

из строя вертикальная развертка. Картинки мелькают так быстро,

что я не могу их увидеть. Когда я их замедлил и успокоил, все это

приобрело смысл. А для моей партнерши замешательство было близко

придвинутой панорамой. Многое происходило так близко вокруг нее,

что она не могла все это переварить. Ей нужно было это замедлить,

а потом физически отодвинуть и рассмотреть на расстоянии, чтобы

понять.

Мужчина: Мой партнер --- ученый. Когда он в замешательстве, он

просто видит фильмы о происходящих событиях --- то, что он

называет <<сырыми данными>>. Когда он начинает понимать, то видит

маленькие диаграммы, наложенные на фильмы. Эти диаграммы

позволяют ему сжать события, и фильмы становятся все короче и

короче, пока он не получит то, что называет <<движущейся

неподвижной картиной>>. Это неподвижная картина с наложенной на

нее диаграммой, в которой указаны всевозможные способы, какими

неподвижная картина может превратиться в фильм. Эта картина как

бы слегка покачивается. Это очень экономно.

Классно. Для остальных здесь это имеет смысл? У нас уже есть

немалое разнообразие.

Женщина: Когда я действительно что-то понимаю, у меня есть сразу

пять разных четких картин --- как в телевизоре с разделенным

экраном. Когда я в замешательстве, у меня только одна картина, и

она размытая. А когда моя партнерша что-то понимает --- это

всегда здесь, справа от нее. То, что приводит ее в

замешательство, находится в центре, а то, о чем она ничего не

знает, --- там, слева.

Алан: