какие вопросы вы задаете, --- это еще и функция от
осведомленности. Я уже несколько раз исследовал замешательство и
понимание, так что я уже знаю, какого рода различия там скорее
всего окажутся. Это так же, как и все, чему мы обучаемся. Делая
это впервые, мы немного запинаемся. Позже, лучше познакомившись с
тем, что делаем, мы приобретаем большую рациональность и
систематичность. Кроме того, вы можете просто составить длинный
список всех вариантов и пройтись по ним --- одному за другим. Но
проще сначала упомянуть несколько основных особенностей --- чтобы
повернуть разум этого человека в правильном направлении --- а
потом спросить: <<Чем отличается одно от другого?>>
Теперь давайте перейдем к более интересной части. Билл, я хочу,
чтобы вы взяли <<замешательство>> и изменяли его, пока оно не
станет точно таким же, как <<понимание>>. Я не хочу, чтобы вы
меняли содержание. Я хочу, чтобы вы изменили только процесс,
который используете, --- чтобы представить то же самое
содержание. Сначала я хочу, чтобы вы взяли этот слайд и
превратили его в фильм.
Билл: Даже близко не могу этого сделать.
Сделайте так. Сначала сделайте серию слайдов с разных моментов
времени. Когда их у вас будет достаточно, быстро просмотрите их
один за другим. Немного ускорьте это --- и получите фильм. Фильм
--- это всего лишь последовательность неподвижных картин, которые
показывают быстро и последовательно.
Билл: О'кей. Я получил фильм.
Хорошо. Теперь добавьте повествовательную звуковую дорожку,
описывающую его (Билл кивает).
Теперь увеличьте размеры этого фильма и придвиньте его к себе,
пока он не окажется той же величины и на том же расстоянии, что и
ваше изображение понимания. Что происходит, когда вы это делаете?
Теперь вы понимаете?
Билл: Да. Теперь я могу видеть, что происходит; я чувствую себя
гораздо комфортнее. У меня одинаковое чувство к обеим картинам.
Есть смысл в том, что когда у вас есть широкоформатный фильм с
повествовательной звуковой дорожкой, то вы поймете нечто лучше,
чем когда все, что у вас есть, --- это маленькая, молчащая,
неподвижная картинка. У вас гораздо больше информации, и она
организована так, что вы можете ее постичь. Это естественный для
Билла способ учиться тому, как понимать что-либо.
Женщина: Разве не обязательно иметь больше информации, чтобы
выйти из замешательства?
Иногда дело в этом. Но часто у человека на самом деле есть
информация; к ней просто нет такого доступа, который обеспечил бы
понимание. Дело не в том, что чего-то не хватает; просто то, что
у вас есть, плохо организовано. Вы все знаете гораздо больше, чем
думаете. Замешательство обычно порождается не недостатком
информации, а ее избытком. Часто чье-либо замешательство
представляет собой огромный коллаж из данных или множество быстро
мелькающих картинок. Картины понимания у большинства людей,
напротив, хорошо организованы и очень экономны. Они похожи на
элегантное математическое уравнение или на хорошие стихи. Эти
люди очищают скопище данных вплоть до очень простого
представления. То, что я сделал с Биллом, просто дало ему
возможность собрать данные, которые у него уже были, таким
образом, чтобы он смог понять их. Способность использовать ваш
мозг означает способность получать доступ, организовывать и
использовать то, что вы уже имеете.
Большинство из вас видели, что происходит, когда в камине
догорает огонь. Если вы немного передвинете дрова --- он снова
вспыхнет. Вы ничего не добавили. Единственный элемент, который вы
изменили, --- это расположение, но это порождает гигантское
различие.
Если вы думаете, что вам нужно больше информации --- возможно, вы
зададите кучу вопросов. Если ответы содержат только сырые данные,
они вряд ли вам помогут, и придется продолжать спрашивать. Чем
больше у вас ответов, тем меньше вы будете думать о вопросах,
которые задаете. Но если ответы позволяют вам организовать
данные, которые у вас уже есть, --- это может помочь вам понять.
Это то, что часто называют <<пассивным обучением>>, --- про
человека, который вечно требует: <<Кормите меня с ложечки>>.
Другие люди могут воспринять огромное количество сведений и
организовать их самостоятельно, без особой помощи извне. Это то,
что часто называют <<активным обучением>>.
Теперь, Билл, я хочу, чтобы вы попробовали это в другую сторону.
Возьмите то, что вы вначале понимали, и превратите в меньшую,
более удаленную, неподвижную картину, и сотрите звуковую дорожку
Билл: Теперь я напряжен и растерян.
Стало