Бендлер

НЛП

какие вопросы вы задаете, --- это еще и функция от

осведомленности. Я уже несколько раз исследовал замешательство и

понимание, так что я уже знаю, какого рода различия там скорее

всего окажутся. Это так же, как и все, чему мы обучаемся. Делая

это впервые, мы немного запинаемся. Позже, лучше познакомившись с

тем, что делаем, мы приобретаем большую рациональность и

систематичность. Кроме того, вы можете просто составить длинный

список всех вариантов и пройтись по ним --- одному за другим. Но

проще сначала упомянуть несколько основных особенностей --- чтобы

повернуть разум этого человека в правильном направлении --- а

потом спросить: <<Чем отличается одно от другого?>>

Теперь давайте перейдем к более интересной части. Билл, я хочу,

чтобы вы взяли <<замешательство>> и изменяли его, пока оно не

станет точно таким же, как <<понимание>>. Я не хочу, чтобы вы

меняли содержание. Я хочу, чтобы вы изменили только процесс,

который используете, --- чтобы представить то же самое

содержание. Сначала я хочу, чтобы вы взяли этот слайд и

превратили его в фильм.

Билл: Даже близко не могу этого сделать.

Сделайте так. Сначала сделайте серию слайдов с разных моментов

времени. Когда их у вас будет достаточно, быстро просмотрите их

один за другим. Немного ускорьте это --- и получите фильм. Фильм

--- это всего лишь последовательность неподвижных картин, которые

показывают быстро и последовательно.

Билл: О'кей. Я получил фильм.

Хорошо. Теперь добавьте повествовательную звуковую дорожку,

описывающую его (Билл кивает).

Теперь увеличьте размеры этого фильма и придвиньте его к себе,

пока он не окажется той же величины и на том же расстоянии, что и

ваше изображение понимания. Что происходит, когда вы это делаете?

Теперь вы понимаете?

Билл: Да. Теперь я могу видеть, что происходит; я чувствую себя

гораздо комфортнее. У меня одинаковое чувство к обеим картинам.

Есть смысл в том, что когда у вас есть широкоформатный фильм с

повествовательной звуковой дорожкой, то вы поймете нечто лучше,

чем когда все, что у вас есть, --- это маленькая, молчащая,

неподвижная картинка. У вас гораздо больше информации, и она

организована так, что вы можете ее постичь. Это естественный для

Билла способ учиться тому, как понимать что-либо.

Женщина: Разве не обязательно иметь больше информации, чтобы

выйти из замешательства?

Иногда дело в этом. Но часто у человека на самом деле есть

информация; к ней просто нет такого доступа, который обеспечил бы

понимание. Дело не в том, что чего-то не хватает; просто то, что

у вас есть, плохо организовано. Вы все знаете гораздо больше, чем

думаете. Замешательство обычно порождается не недостатком

информации, а ее избытком. Часто чье-либо замешательство

представляет собой огромный коллаж из данных или множество быстро

мелькающих картинок. Картины понимания у большинства людей,

напротив, хорошо организованы и очень экономны. Они похожи на

элегантное математическое уравнение или на хорошие стихи. Эти

люди очищают скопище данных вплоть до очень простого

представления. То, что я сделал с Биллом, просто дало ему

возможность собрать данные, которые у него уже были, таким

образом, чтобы он смог понять их. Способность использовать ваш

мозг означает способность получать доступ, организовывать и

использовать то, что вы уже имеете.

Большинство из вас видели, что происходит, когда в камине

догорает огонь. Если вы немного передвинете дрова --- он снова

вспыхнет. Вы ничего не добавили. Единственный элемент, который вы

изменили, --- это расположение, но это порождает гигантское

различие.

Если вы думаете, что вам нужно больше информации --- возможно, вы

зададите кучу вопросов. Если ответы содержат только сырые данные,

они вряд ли вам помогут, и придется продолжать спрашивать. Чем

больше у вас ответов, тем меньше вы будете думать о вопросах,

которые задаете. Но если ответы позволяют вам организовать

данные, которые у вас уже есть, --- это может помочь вам понять.

Это то, что часто называют <<пассивным обучением>>, --- про

человека, который вечно требует: <<Кормите меня с ложечки>>.

Другие люди могут воспринять огромное количество сведений и

организовать их самостоятельно, без особой помощи извне. Это то,

что часто называют <<активным обучением>>.

Теперь, Билл, я хочу, чтобы вы попробовали это в другую сторону.

Возьмите то, что вы вначале понимали, и превратите в меньшую,

более удаленную, неподвижную картину, и сотрите звуковую дорожку

Билл: Теперь я напряжен и растерян.

Стало