могу делать в самолете --- это уйти в
бессознательное состояние. От моего дома до главного аэропорта
--- короткий 20-минутный перелет. Как только я усаживаюсь в
кресло --- ооп --- меня нет.
Мужчина: Когда вы выясняете, как человек себя мотивирует, как вы
узнаете, что попали в начало последовательности? Например, Бетти
говорила, что голос, который с ней говорил, начал становиться
громче. Откуда вы знаете, какие вопросы задавать в этот момент?
Это зависит от цели, с которой вы задаете вопросы. На самом деле
нет способа определить, где человек начинает. Вам просто нужно
получить достаточно подробностей для того, чтобы вы смогли
породить такой же опыт. Если я сам это делаю и это срабатывает
--- значит, я, вероятно, получил достаточное количество
информации. Способ все это проверить заключается в опыте ---
вашем собственном или чьем-либо еще.
Как только я узнал чью-то стратегию мотивации, я могу буквально
замотивировать этого человека подняться со стула или сделать все
что угодно другое, заставив его проделать тот же самый
процесс: <<Ощутите стул, скажите себе: <<Я должна встать>>.
Измените тональность и произнесите это еще раз более быстрым,
громким и бодрым голосом>>. Каков бы ни был процесс, используемый
вами, чтобы подняться утром, --- возможно, вы его же используете,
чтобы заставить себя спуститься вниз и подобрать книгу или
сделать что угодно другое.
Существует множество различных способов, применяемых людьми,
чтобы мотивировать себя. Вместо того чтобы просто рассказывать
вам о них, я хочу, чтобы вы приобрели некоторый опыт
самостоятельного их исследования. Объединитесь в пару с
человеком, которого вы не знаете, и выясните, как он выбирается
из постели по утрам. Каждому из вас пришлось проделать это по
крайней мере сегодня утром; те, кто этого не может, не смогли
оказаться на нашем семинаре. Начните с простого вопроса: <<Как вы
встаете по утрам?>> Ваш партнер выдаст вам одно или два довольно
общих утверждения о том, что он делает, и вам придется задавать
еще вопросы, чтобы получить остальные детали.
Когда вы посчитаете, что у вас есть вся последовательность,
попробуйте ее сами --- чтобы выяснить, эффективна ли она для вас.
Например, ваш партнер может сказать: <<Я вижу свет, проникающий в
окна, и я говорю себе: <<Вставай>>, и я встаю>>. Если вы сами это
попробуете --- посмотрите на свет в окнах и скажете
себе: <<Вставай>> --- нет гарантии, что вы встанете. Этого еще не
достаточно. Чтобы заставить это работать, придется сделать
больше. Люди проделывают эти вещи автоматически и бессознательно,
так что часто приходится задавать кучу вопросов, чтобы добыть все
детали.
Поскольку это не семинар по стратегиям, я не настаиваю на том,
чтобы вы дошли до мельчайших деталей. Но я хочу, чтобы вы
выделили основные элементы последовательности, а также ключевой
элемент, определяющий ситуацию. Обычно это деталь, которая
производит радикальное изменение. У Бетти это было изменение
интонации, которое действительно поднимало ее. Чтобы это
обнаружить, вам придется на самом деле покопаться в деталях. Если
человек говорит: <<Я рисую картину того, как я встаю>>, вы должны
попросить дополнительных подробностей. <<Это фильм? Это слайд? Он
цветной? Большой? Вы себе что-нибудь говорите? Какую интонацию вы
используете?>> Эти мелкие детали есть то, что заставляет
последовательность работать. Некоторые из них окажутся гораздо
более эффективными, чем другие, и вы можете выяснить это, меняя
их по одной за раз и отмечая воздействие. Теперь объединитесь в
пары и попробуйте это; возьмите минут по пятнадцать на каждого.
Ну, что вы там нашли? Как ваш партнер мотивирует себя? Каковы
ключевые элементы последовательности?
Билл: Мой партнер сначала слышит будильник и смотрит на него,
выключая. Потом он снова ложится и чувствует, как ему уютно в
постели. Внутренний голос говорит: <<Если ты останешься здесь, то
уснешь и опоздаешь>>; и он создает образ случая, когда он опоздал
на работу; и чувствует себя плохо. Потом голос говорит: <<В
следующий раз будет хуже>>; и он рисует большую картину того, что
произойдет, если он снова опоздает; и чувствует себя еще хуже.
Похоже, последовательность <<голос, картина, плохое ощущение>>.
Когда плохое ощущение становится достаточно сильным, он встает.
Это то, что мы называем <<шаблоном старой тревоги>>. Непрерывное
генерирование неприятных ощущений, пока у вас не появится
мотивация избежать их. У Ролло Мэя есть такое. Он даже написал об
этом большую книгу,