только если
получал результаты. Это казалось более похожим на вызов.
Доводы, используемые терапевтами для оправдания своих неудач,
поистине возмутительны. Часто они говорят: <<Он не был готов к
изменению>>. Это <<дешевое извинение>>, если бы это вообще было
извинением. Если он <<не готов>>, как может кто бы то ни было
оправдать еженедельные встречи с ним и взимание с него денег?
Прикажите ему пойти домой и вернуться, когда он будет <<готов>>!
Я всегда считал, что если кто-то <<не готов к изменению>>, то это
моя задача --- сделать его готовым.
Что если бы вы привели свой автомобиль к механику, он пару недель
провозился бы с ним --- но автомобиль все равно не работает. Если
бы механик сказал вам: <<Автомобиль не был готов измениться>> ---
вы бы не попались на такое извинение, не так ли? Но терапевтам
это изо дня в день сходит с рук.
Другое стандартное извинение состоит в том,что клиент
<<сопротивляется>>. Вообразите,что ваш механик сказал вам, что
ваша машина <<сопротивлялась>>. <<Ваша машина просто недостаточно
созрела для того, чтобы воспринять работу с клапанами. Приведите
ее еще раз на следующей неделе, и мы попробуем еще>>. Вы ни на
минуту не примете этого извинения. Механик явно либо не знает,
что делает; либо изменения, которые он пытается проделать, не
имеют отношения к проблеме; либо он использует не те инструменты.
То же самое верно в случае терапевтических или педагогических
изменений. Эффективные терапевты и учителя могут сделать людей
<<готовыми к изменению>>, и если они проделывают то, что нужно,
--- никакого сопротивления не будет.
К сожалению, у большинства людей извращенная тенденция. Если они
что-то делают и это не срабатывает - они, как правило, делают это
громче, сильнее, дольше или чаще. Когда ребенок не понимает,
родитель обычно выкрикивает в точности то же самое предложение
вместо того, чтобы попробовать новый набор слов. И если наказание
не изменяет чьего-либо поведения, то обычный вывод --- этого было
недостаточно, посему необходимо наказать строже.
Я всегда думал, что если что-либо не срабатывает, --- это могло
бы служить указанием на то, что пора сделать что-то другое! Если
вы знаете, что что-то не работает, то у чего угодно другого
больше шансов сработать, чем у еще большего количества того же
самого.
У непрофессионалов тоже есть интересные извинения. Я их
коллекционировал. Люди часто говорили: <<Я потерял над собой
контроль>> или: <<Я не знаю, что на меня нашло>>. Я полагаю, это
могло быть пурпурное облако или старое одеяло. В шестидесятые
годы люди ходили на группы встреч (разновидность
психотерапевтических групп. --- прим. перев.) и научились
говорить: <<Ничего не могу с этим поделать; я просто так
чувствую>>. Если кто-то говорит: <<Я просто чувствовал, что должен
швырнуть в комнату ручную гранату>> --- это не принимается. Но
если кто-то скажет: <<Я просто не могу принять то, что ты
говоришь; я должен наорать на тебя, чтобы тебе стало плохо; я
просто так чувствую>> --- это будет принято.
<<Просто>> --- это обворожительное слово; это один из способов
быть не справедливым к окружающим. <<Просто>> --- это удобный
способ дискредитировать все, кроме того, о чем вы говорите. Если
кому-то плохо, а вы говорите ему что-нибудь приятное --- он часто
отвечает: <<Ты просто стараешься ободрить меня>>, как будто это
плохо --- ободрить кого-нибудь! Это может соответствовать
действительности, что вы пытаетесь ободрить его, но <<просто>>
превращает это в единственную вещь, которая соответствует
действительности. Слово <<просто>> обесценивает все, что еще есть
в ситуации.
Любимое извинение в наше время: <<Я не был сам собой>>. С этим вы
можете выбраться из любого положения. Это похоже на множественную
личность или защиту безумием. <<Я не был сам собой. Я, должно
быть, был ею!>>
Все эти извинения являются способами оправдания и сохранения
несчастья, вместо того чтобы испробовать что-нибудь другое, что
могло бы сделать жизнь более приятной и интересной для вас --- и
для других людей тоже.
Сейчас, я думаю, пришло время демонстрации. Кто-нибудь дайте мне
пример чего-нибудь, что, как вы предполагаете, будет
по-настоящему неприятным переживанием.
Джоу: Я всегда испытываю тревогу по поводу конфронтации с
кем-либо. Когда кто-то каким-то образом задевает меня, а я хочу,
чтобы они обращались со мной по-другому, --- я вступаю с ними в
конфронтацию.
Вы предполагаете, что это будет негативный опыт?
Джоу: Да. Но это не так. Обычно он оказывается