на котором видите саму себя в ситуации как раз перед
тем, как у вас появляется фобическая реакция.
Затем я хочу, чтобы вы вышли из своего тела наверх, в
проекционную будку, откуда вы можете наблюдать за собой,
наблюдающей за собой. С этой позиции вы будете способны увидеть
себя, сидящую посреди кинотеатра, а также себя на неподвижной
картинке вверху, на экране.
Теперь я хочу, чтобы вы превратили снимок на экране в черно-белый
фильм и просмотрели его от начала до момента сразу после
завершения этого неприятного переживания. Когда дойдете до конца,
я хочу, чтобы вы остановили фильм --- как слайд --- а затем
впрыгнули внутрь изображения и прокрутили фильм назад. Люди будут
ходить задом наперед, и все остальное будет происходить наоборот
--- точно, как при перемотке фильма, за исключением того, что вы
будете внутри фильма. Прокрутите его обратно в цвете и потратьте
на это только одну-две секунды.
Теперь подумайте о том, с чем была связана ваша фобия. Увидьте
то, что вы увидели бы, если бы на самом деле были там.
Джоан: Меня теперь не волнует, но я боюсь, что в следующий раз,
когда я действительно там окажусь, это может не сработать.
Вы можете где-нибудь здесь найти реальный пример, чтобы проверить
это?
Джоан: Да, это фобия лифтов.
Отлично. Давайте сделаем маленький перерыв. Идите, попробуйте, а
после перерыва отчитаетесь. Те из вас, которые скептики, идите,
смотрите и задавайте ей вопросы, если хотите.
О'кей. Ну как, Джоан?
Джоан: Чудесно. Вы знаете, я никогда раньше по-настоящему не
видела лифт изнутри. Этим утром я даже не могла войти туда,
потому что была слишком напугана, но вот только что я несколько
раз прокатилась вверх-вниз.
Это типичный отчет. Тем не менее однажды я чуть не занервничал. Я
преподавал в Пичтри Плаза, в Атланте, где имелся 70-этажный
внешний лифт. Так что я просто должен был найти человека с фобией
лифтов. Я вылечил эту леди и отослал ее с семинара для проверки.
Примерно через полчаса я начал думать: <<О, о, может, она там
забралась наверх и не может слезть вниз>>. Когда минут через
пятнадцать она вошла, покачиваясь, я спросил ее, где она была.
<<А я просто ездила вверх и вниз. Это было так здорово>>.
Однажды ко мне пришел бухгалтер с фобией публичных выступлений,
от которой он пытался избавиться шестнадцать лет. Одним из первых
его сообщений было то, что он вложил в общей сложности более
70~000 долларов в попытки вылечить свою фобию. Я спросил его, откуда
он это знает, и он вынул свой терапевтический портфель со всеми
оплаченными отчетами. Я сказал: <<Как насчет вашего времени?>> Его
глаза расширились, и он ответил: <<Я этого не присовокупил!>> Ему
платили примерно столько же, сколько психиатру, так что на самом
деле он вложил около 140 тысяч долларов, пытаясь изменить то,
изменение чего заняло у меня десять минут.
Если вы можете бояться лифтов, а затем научиться реагировать
по-другому --- похоже, вы должны быть способны изменить любой
поведенческий паттерн, потому что ужас --- довольно сильное
поведение. Страх --- интересная вещь. Люди избегают его. Если вы
предлагаете кому-нибудь взглянуть на то, чего он боится, он не
может этого сделать. Однако, если вы предлагаете ему увидеть себя
глядящим на <<это>> --- он тем не менее на <<это>> смотрит; и по
какой-то причине так он может это сделать. Это то же, что и
разница между тем, когда сидишь на переднем сидении американских
горок и когда сидишь на скамейке, и видишь себя на американских
горках. Людям хватает этого, чтобы суметь изменить свои реакции.
Эту же процедуру вы можете применять с жертвами изнасилования,
насилия над детьми и с военными
переживаниями: <<пост-травматический стрессовый синдром>>.
Несколько лет назад работа над фобией занимала у меня час. Потом,
когда мы больше узнали о том, как работает фобия, мы
провозгласили десятиминутный курс ее лечения. Теперь я свел его к
нескольким минутам. Большинству людей ну очень трудно поверить,
что мы можем вылечить фобию так быстро. Это действительно смешно,
но я не умею лечить ее медленно. Я могу вылечить фобию за две
минуты, но не могу за месяц, потому что так мозг не работает.
Мозг обучается путем быстрого прокручивания паттернов.
Представьте, что я предъявлял бы вам по одному кадру фильма в
день в течение пяти лет. Вы бы поняли сюжет? Естественно, нет. Вы
схватываете смысл фильма, только если все эти картинки мелькают
очень быстро. Пытаться медленно изменяться --- все равно что
разговаривать по слову в день.
Мужчина: