за собой в некой ситуации, вы можете, однако, испытать
новое чувство по ее поводу. Именно это происходит, когда
Вирджиния Сатир задает вопрос типа: <<Что вы чувствуете по поводу
чувства злости?>> Попробуйте. Вспомните случай, когда вы злились,
а потом задайте этот вопрос: <<Что я чувствую по поводу чувства
злости?>> Чтобы ответить на него, вам придется выскочить из
картины и испытать новое чувство по поводу события скорее как
наблюдателю, нежели как участнику. Это очень эффективный способ
изменить вашу реакцию.
Идеальная ситуация --- воспроизводить все ваши приятные
воспоминания ассоциированно, так, чтобы вы легко могли
насладиться всеми положительными эмоциями, которые их
сопровождают. Когда вы диссоциированы от своих неприятных
воспоминаний, при вас по-прежнему вся зрительная информация о
том, чего вам может понадобиться избежать или с чем иметь дело в
будущем --- но без неприятной эмоциональной реакции. Зачем опять
чувствовать себя плохо? Одного раза не хватило?
Многие делают наоборот: они ассоциируются со всеми
неприятностями, какие когда-либо с ними происходили, и немедленно
их переживают; но их приятные переживания --- это лишь мутные,
отдаленные, диссоциированные образы. И, конечно, есть еще две
возможности. Некоторые люди склонны диссоциироваться постоянно.
Это научно-инженерные типы, которые часто описывают как
<<объективные>>, <<бесстрастные>> или <<сдержанные>>. Вы можете
научить их, как ассоциироваться --- когда они этого хотят --- и
как вновь обрести какую-то чувственную связь с опытом. Возможно,
вы в состоянии представить себе некоторые моменты, когда это
принесло бы им реальную пользу. Любовь --- одна из тех вещей,
заниматься которыми гораздо приятнее, находясь внутри
собственного тела и чувствуя все эти ощущения, нежели наблюдая за
собой со стороны.
Другие склонны всегда ассоциироваться: у них моментом возникают
все ощущения прошлого опыта, как хорошие, так и плохие. Это люди,
которых часто характеризуют как <<театральных>>,
<<чувствительных>> или <<импульсивных>>. Многие из их проблем
можно устранить, научив их диссоциироваться в нужные моменты.
Например, диссоциацию можно использовать, чтобы контролировать
боль. Наблюдая за тем, как вы испытываете боль, вы не находитесь
внутри собственного тела, которое ее чувствует.
Вы можете оказать себе настоящую услугу, потратив немного
времени, чтобы диссоциированно пробежаться по нескольким из своих
неприятных воспоминаний. Выясните, как далеко вам нужно
отодвинуть картины, чтобы, спокойно рассматривая их, вы все же
могли видеть достаточно ясно, чтобы на них учиться. Затем
прокрутите серию приятных воспоминаний, потратив время на то,
чтобы с каждым ассоциироваться и полностью насладиться.
Ассоциироваться с приятными воспоминаниями и диссоциироваться от
неприятных --- вот что вы учите делать свой мозг. Весьма скоро он
схватит суть и автоматически проделает то же самое со всеми
остальными вашими воспоминаниями.
Научить кого-либо, как и когда ассоциироваться или
диссоциироваться, --- это один из наиболее глубоких и
всеобъемлющих способов изменения качества человеческого опыта и
возникающего в результате поведения. Диссоциация особенно полезна
для интенсивно неприятных воспоминаний.
Здесь у кого-нибудь есть фобия? Я люблю фобии, но их так легко
чинить, что они у нас уже кончаются. Видали? Здесь фобии есть
только у людей, страдающих фобией поднятия руки в присутствии
аудитории.
Джоан: У меня есть.
У вас настоящая, махровая фобия?
Джоан: Ну, довольно скверная. (Она начинает дрожать и дышать
учащенно).
Я это вижу.
Джоан: Вы хотите знать, с чем она связана?
Нет, не хочу. Я математик. Я работаю исключительно с процессом. Я
все равно не имею доступа к вашему внутреннему опыту, так зачем о
нем говорить? Чтобы изменить внутренний опыт, не обязательно
говорить о нем. Вообще-то если вы о нем говорите, то ваш терапевт
может закончить ролью профессионального компаньона. Вы знаете, с
чем связана ваша фобия? Это нечто, что вы видите, слышите или
чувствуете?
Джоан: Это нечто, что я вижу.
О'кей. Я собираюсь попросить вас проделать несколько вещей,
которые вы можете проделать в уме очень быстро, так что ваша
фобия вообще никогда больше не побеспокоит вас. Я буду давать вам
указания по одному шагу за раз, а потом вы идете внутрь и
выполняете их. Кивните, когда закончите.
Сначала я хочу, чтобы вы представили, что сидите в центре
кинотеатра, и вверху на экране вы можете увидеть черно-белый
фотоснимок,