Мы думаем о любом событии, используя репрезентации в
системах восприятия --- зрительные (образы), слуховые (звуки) и
кинестетические (ощущения). В последние десять лет на большинстве
НЛП-тренингов преподано множество разнообразных, быстрых и
практических способов использования этого знания о модальностях
для изменения состояния и поведения. Субмодальности --- это более
мелкие элементы внутри каждой модальности. Например, некоторыми
из зрительных субмодальностей являются яркость, цвет, размер,
расстояние, расположение и фокус. Знание о субмодальностях
открывает целое новое царство способов изменения, еще более
быстрых, простых и конкретных.
Впервые познакомившись с НЛП осенью 1977 года, мы отложили в
сторону большую часть своих занятий, чтобы изучить эти
захватывающие и быстрые новые способы изменять поведение. В то
время Ричард Бэндлер и Джон Гриндер сотрудничали в разработке
этой новой очень многообещающей области. НЛП учило, как
проследить внутренние процессы человека, обращая внимание на
неосознаваемые движения глаз; как за несколько минут изменять
старые неприятные эмоциональные реакции и многому другому.
Теперь, спустя семь лет, все эти обещания сдержаны --- как и
многие другие. Все основные идеи и техники НЛП выдержали проверку
временем, как и более жесткую проверку в процессе обучения их
практическому применению. НЛП часто описывается как сфера
деятельности, находящаяся на переднем крае науки об общении и
изменении.
НЛП предлагает концептуальное понимание, прочно основанное на
информатике и компьютерном программировании --- однако еще более
тщательно укорененное в наблюдении живого человеческого опыта.
Все, что есть в НЛП, может быть проверено непосредственно вашим
собственным опытом или наблюдениями за другими людьми.
Новые субмодальные техники, описанные и преподаваемые в этой
книге, являются даже более быстрыми и мощными способами
совершения личностного изменения, чем более ранние методы НЛП.
Существуют только три главные модальности, но внутри каждой из
них много субмодальностей. Субмодальности --- это в буквальном
смысле способы, которыми наш мозг сортирует и кодирует опыт.
Субмодальные техники изменения можно использовать для
непосредственной модификации программного обеспечения человека
--- тех способов, какими мы думаем о своем опыте и реагируем на
него.
Некоторые критики утверждают, что НЛП слишком <<холодно>> и
<<технично>> и что, хотя оно может срабатывать с простыми
привычками и фобиями, --- оно не касается <<центральных
экзистенциальных проблем>>. Нам будет интересна реакция этих
критиков на методы изменения отношений и убеждений, показанные в
главах 6 и 7.
Эта книга открывает столбовую дорогу к практическому новому
способу понимания того, как работает ваше мышление. Что более
важно, она преподает простые конкретные принципы, которые вы
можете использовать, чтобы <<управлять собственным мозгом>>. Она
учит тому, как изменить ваш собственный опыт, если вы им
недовольны, и как еще усилить наслаждение, если в вашей жизни все
в порядке.
Многие из нас способны взять известные принципы и приспособить их
полезным образом или время от времени вносить маленькие
новшества. Особый гений Ричарда Бэндлера состоит в его
бесподобной способности раз за разом формулировать новые принципы
и делать их доступными остальным. Его чувство юмора может иногда
показаться язвительным и самонадеянным --- в частности, когда оно
направлено в сторону психологии и психиатрии (хотя и другие
<<эксперты>> получают свою долю!). Это становится по крайней мере
частично понятно, когда вы осознаете, что, хотя метод лечения
фобии/травмы за 10 минут при помощи НЛП был впервые опубликован
более шести лет назад, большинство психологов продолжают верить,
что лечение фобии требует месяцев или лет разговоров и лекарств
(и нескольких тысяч долларов). Нам хорошо знакомо чувство горечи,
возникающее, когда нам говорят: <<Это невозможно>> --- в то время
как мы сотни раз демонстрировали <<это>>, а также учили многих
других регулярно <<это>> выполнять.
Когда --- в любой отрасли промышленности --- появляется крупное
техническое новшество, по всему миру предприниматели стремятся
немедленно воспользоваться новым методом --- поскольку знают, что
в противном случае конкуренты вышвырнут их из бизнеса. К
сожалению, в областях типа психологии --- где профессионалам
платят больше, если они тратят больше времени на решение проблемы
--- инерция гораздо сильнее. Поскольку вознаграждается
некомпетентность,