Бендлер

НЛП

Мы думаем о любом событии, используя репрезентации в

системах восприятия --- зрительные (образы), слуховые (звуки) и

кинестетические (ощущения). В последние десять лет на большинстве

НЛП-тренингов преподано множество разнообразных, быстрых и

практических способов использования этого знания о модальностях

для изменения состояния и поведения. Субмодальности --- это более

мелкие элементы внутри каждой модальности. Например, некоторыми

из зрительных субмодальностей являются яркость, цвет, размер,

расстояние, расположение и фокус. Знание о субмодальностях

открывает целое новое царство способов изменения, еще более

быстрых, простых и конкретных.

Впервые познакомившись с НЛП осенью 1977 года, мы отложили в

сторону большую часть своих занятий, чтобы изучить эти

захватывающие и быстрые новые способы изменять поведение. В то

время Ричард Бэндлер и Джон Гриндер сотрудничали в разработке

этой новой очень многообещающей области. НЛП учило, как

проследить внутренние процессы человека, обращая внимание на

неосознаваемые движения глаз; как за несколько минут изменять

старые неприятные эмоциональные реакции и многому другому.

Теперь, спустя семь лет, все эти обещания сдержаны --- как и

многие другие. Все основные идеи и техники НЛП выдержали проверку

временем, как и более жесткую проверку в процессе обучения их

практическому применению. НЛП часто описывается как сфера

деятельности, находящаяся на переднем крае науки об общении и

изменении.

НЛП предлагает концептуальное понимание, прочно основанное на

информатике и компьютерном программировании --- однако еще более

тщательно укорененное в наблюдении живого человеческого опыта.

Все, что есть в НЛП, может быть проверено непосредственно вашим

собственным опытом или наблюдениями за другими людьми.

Новые субмодальные техники, описанные и преподаваемые в этой

книге, являются даже более быстрыми и мощными способами

совершения личностного изменения, чем более ранние методы НЛП.

Существуют только три главные модальности, но внутри каждой из

них много субмодальностей. Субмодальности --- это в буквальном

смысле способы, которыми наш мозг сортирует и кодирует опыт.

Субмодальные техники изменения можно использовать для

непосредственной модификации программного обеспечения человека

--- тех способов, какими мы думаем о своем опыте и реагируем на

него.

Некоторые критики утверждают, что НЛП слишком <<холодно>> и

<<технично>> и что, хотя оно может срабатывать с простыми

привычками и фобиями, --- оно не касается <<центральных

экзистенциальных проблем>>. Нам будет интересна реакция этих

критиков на методы изменения отношений и убеждений, показанные в

главах 6 и 7.

Эта книга открывает столбовую дорогу к практическому новому

способу понимания того, как работает ваше мышление. Что более

важно, она преподает простые конкретные принципы, которые вы

можете использовать, чтобы <<управлять собственным мозгом>>. Она

учит тому, как изменить ваш собственный опыт, если вы им

недовольны, и как еще усилить наслаждение, если в вашей жизни все

в порядке.

Многие из нас способны взять известные принципы и приспособить их

полезным образом или время от времени вносить маленькие

новшества. Особый гений Ричарда Бэндлера состоит в его

бесподобной способности раз за разом формулировать новые принципы

и делать их доступными остальным. Его чувство юмора может иногда

показаться язвительным и самонадеянным --- в частности, когда оно

направлено в сторону психологии и психиатрии (хотя и другие

<<эксперты>> получают свою долю!). Это становится по крайней мере

частично понятно, когда вы осознаете, что, хотя метод лечения

фобии/травмы за 10 минут при помощи НЛП был впервые опубликован

более шести лет назад, большинство психологов продолжают верить,

что лечение фобии требует месяцев или лет разговоров и лекарств

(и нескольких тысяч долларов). Нам хорошо знакомо чувство горечи,

возникающее, когда нам говорят: <<Это невозможно>> --- в то время

как мы сотни раз демонстрировали <<это>>, а также учили многих

других регулярно <<это>> выполнять.

Когда --- в любой отрасли промышленности --- появляется крупное

техническое новшество, по всему миру предприниматели стремятся

немедленно воспользоваться новым методом --- поскольку знают, что

в противном случае конкуренты вышвырнут их из бизнеса. К

сожалению, в областях типа психологии --- где профессионалам

платят больше, если они тратят больше времени на решение проблемы

--- инерция гораздо сильнее. Поскольку вознаграждается

некомпетентность,