происходит совершенно случайно - какое-либо распределяющее начало в
мировую цепочку 'не помещается'.
Таким образом, мы сталкиваемся с новым существенным моментом.
Оказывается, что для усложняющихся миров характерно проявление абсолютного
случая, т.е. такой ситуации, когда последующее состояние мира в принципе не
может быть однозначно предсказано на основании сколь угодно полного изучения
всех предыдущих его состояний. Это положение вплотную подводит нас к идее
свободы выбора, которая, как уже отмечалось, не только лежит в основе
мировоззрения любого деятельного субъекта, но и придает смысл всякой попытке
разобраться в законах Природы.
По правде говоря, свободы-то в приведенных рассуждениях пока и не заметно
- какая уж тут свобода, если результат определяется не нами, а случаем! Но
позвольте спросить - а что мы такое? Чем фраза 'выбрал Я' отличается от
фразы 'выбрал случай'? Очевидно, пока мы в этом не разобрались бессмысленно
сокрушаться о неопределенности наших 'полномочий'. Поэтому давайте, хотя бы
в общих чертах уясним себе механизм формирования нашего 'Я' и лежащего в его
основе Закона.
3.6. СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНА До сих пор мы говорили лишь о двух альтернативных
способах формирования мировой последовательности - с помощью строгого закона
или абсолютного случая. Каждый из них обладает как достоинствами, так и
недостатками. Закон придает миру ясность, однозначность и устойчивость, но
не позволяет ему совершенствоваться. Случай эволюцию допускает, но
стабильности не гарантирует. В идеале хотелось бы соединить достоинства
обоих вариантов, исключив (или хотя бы минимизировав) их недостатки.
Оказывается, именно такой 'промежуточный идеал' и реализуется в нашем мире.
Каждый раз, заявляя, что нами сделан осознанный выбор, мы, фактически,
подчеркиваем, что осуществился вариант, являющийся чем-то средним между
рассмотренными крайностями. С одной стороны что-то направляло наше решение,
с другой оно вовсе не было таким уж однозначным. При этом степень
предопределенности случившегося варьируется в очень широких пределах - от
жесткого 'иначе поступить я просто не мог' до растерянного 'уж и не знаю как
это получилось'. В первом случае мы приближаемся к категоричности закона, во
втором - к непредсказуемости случая. Упомянутое 'что-то', руководящее нашим
выбором, очевидно очень близко к тому 'Я', с которым мы себя отождествляем и
в котором пытаемся разобраться. Функционально оно соответствует компоненту
наблюдателя, 'склеивающему' разные состояния сущего в единый мир и
названному нами 'навигатором'. В плане определенности оно занимает
промежуточное положение между четкостью закона и размытостью случая. При
этом, чем настойчивее в поведении субъекта проступает закономерность и
предсказуемость, тем более выраженной индивидуальностью мы его называем -
чем крепче закон, тем определеннее субъект. Несомненная взаимосвязь между
категориями определенности и существования, подкрепленная вышеприведенными
рассуждениями, позволяет выдвинуть достаточно логичную концепцию,
разъясняющую механизм формирования закономерности в эволюционирующем мире.
Ее анализом мы сейчас и займемся. Но прежде вспомним некоторые общеизвестные
истины (впрочем, кто-нибудь их таковым может и не считать). Истины эти
таковы: 1) То, что мы называем 'законами Природы', проявляется в нашем
пространстве не явно, а косвенно - через посредство объектов, прямо
воздействующих на нас (закон нельзя 'пощупать'). 2) Функционирование вновь
образованной системы может регламентироваться законами, которые в принципе
не могли проявиться, а следовательно, и существовать, до ее формирования
(например, гражданский кодекс управляет поведением людей, но не элементарных
частиц). 3) Область действия закона не всеобъемлюща (по крайней мере, на
первый взгляд) - имеются явления, носящие в той или иной степени случайный
характер. Первое из этих положений указывает на то, что нам не следует
искать проявления, называемые 'законами Природы', в нашем пространстве - они
должны располагаться в ином измерении, хотя и не отделимом от привычных
длины, высоты и ширины. Второе наводит на мысль, что эти законы не заданы
кем-то или чем-то изначально, а являются результатом эволюционного процесса.
Наконец, третье наблюдение свидетельствует, что названный процесс еще не
завершен.