Панкратов В.П.

Дискурсивный мир (Часть 1)

происходит совершенно случайно - какое-либо распределяющее начало в

мировую цепочку 'не помещается'.

Таким образом, мы сталкиваемся с новым существенным моментом.

Оказывается, что для усложняющихся миров характерно проявление абсолютного

случая, т.е. такой ситуации, когда последующее состояние мира в принципе не

может быть однозначно предсказано на основании сколь угодно полного изучения

всех предыдущих его состояний. Это положение вплотную подводит нас к идее

свободы выбора, которая, как уже отмечалось, не только лежит в основе

мировоззрения любого деятельного субъекта, но и придает смысл всякой попытке

разобраться в законах Природы.

По правде говоря, свободы-то в приведенных рассуждениях пока и не заметно

- какая уж тут свобода, если результат определяется не нами, а случаем! Но

позвольте спросить - а что мы такое? Чем фраза 'выбрал Я' отличается от

фразы 'выбрал случай'? Очевидно, пока мы в этом не разобрались бессмысленно

сокрушаться о неопределенности наших 'полномочий'. Поэтому давайте, хотя бы

в общих чертах уясним себе механизм формирования нашего 'Я' и лежащего в его

основе Закона.

3.6. СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНА До сих пор мы говорили лишь о двух альтернативных

способах формирования мировой последовательности - с помощью строгого закона

или абсолютного случая. Каждый из них обладает как достоинствами, так и

недостатками. Закон придает миру ясность, однозначность и устойчивость, но

не позволяет ему совершенствоваться. Случай эволюцию допускает, но

стабильности не гарантирует. В идеале хотелось бы соединить достоинства

обоих вариантов, исключив (или хотя бы минимизировав) их недостатки.

Оказывается, именно такой 'промежуточный идеал' и реализуется в нашем мире.

Каждый раз, заявляя, что нами сделан осознанный выбор, мы, фактически,

подчеркиваем, что осуществился вариант, являющийся чем-то средним между

рассмотренными крайностями. С одной стороны что-то направляло наше решение,

с другой оно вовсе не было таким уж однозначным. При этом степень

предопределенности случившегося варьируется в очень широких пределах - от

жесткого 'иначе поступить я просто не мог' до растерянного 'уж и не знаю как

это получилось'. В первом случае мы приближаемся к категоричности закона, во

втором - к непредсказуемости случая. Упомянутое 'что-то', руководящее нашим

выбором, очевидно очень близко к тому 'Я', с которым мы себя отождествляем и

в котором пытаемся разобраться. Функционально оно соответствует компоненту

наблюдателя, 'склеивающему' разные состояния сущего в единый мир и

названному нами 'навигатором'. В плане определенности оно занимает

промежуточное положение между четкостью закона и размытостью случая. При

этом, чем настойчивее в поведении субъекта проступает закономерность и

предсказуемость, тем более выраженной индивидуальностью мы его называем -

чем крепче закон, тем определеннее субъект. Несомненная взаимосвязь между

категориями определенности и существования, подкрепленная вышеприведенными

рассуждениями, позволяет выдвинуть достаточно логичную концепцию,

разъясняющую механизм формирования закономерности в эволюционирующем мире.

Ее анализом мы сейчас и займемся. Но прежде вспомним некоторые общеизвестные

истины (впрочем, кто-нибудь их таковым может и не считать). Истины эти

таковы: 1) То, что мы называем 'законами Природы', проявляется в нашем

пространстве не явно, а косвенно - через посредство объектов, прямо

воздействующих на нас (закон нельзя 'пощупать'). 2) Функционирование вновь

образованной системы может регламентироваться законами, которые в принципе

не могли проявиться, а следовательно, и существовать, до ее формирования

(например, гражданский кодекс управляет поведением людей, но не элементарных

частиц). 3) Область действия закона не всеобъемлюща (по крайней мере, на

первый взгляд) - имеются явления, носящие в той или иной степени случайный

характер. Первое из этих положений указывает на то, что нам не следует

искать проявления, называемые 'законами Природы', в нашем пространстве - они

должны располагаться в ином измерении, хотя и не отделимом от привычных

длины, высоты и ширины. Второе наводит на мысль, что эти законы не заданы

кем-то или чем-то изначально, а являются результатом эволюционного процесса.

Наконец, третье наблюдение свидетельствует, что названный процесс еще не

завершен.