апории Зенона. Вспомним
наиболее известную из них, получившую название 'Ахиллес и черепаха'. Суть ее
сводится к следующему. Быстроногий Ахиллес и медлительная черепаха
собираются бежать наперегонки. Они стартуют одновременно, но черепаха имеет
'фору' - располагается чуть впереди своего оппонента. За то время, пока
Ахиллес добежит до точки, в которой черепаха располагалась в момент старта,
та уйдет на некоторое расстояние вперед. Пока он будет преодолевать это
расстояние, черепаха сместиться еще дальше и т.д. Мы получаем бесконечную
последовательность логически корректных состояний, побывать в которых за
конечное число шагов в принципе невозможно (сколь бы мало времени Ахиллес ни
проводил в каждом из них, общее количество различимых событий в его жизни
окажется беско-нечным). Получается, что Ахиллес обречен на проигрыш, что,
как мы знаем, действительности не соответствует. В свое время эта антиномия
оказывалась камнем преткновения для многих мыслителей. Может быть, и мы
обольщаемся, считая ее разрешенной, но ответ, который напрашивается сейчас,
кажется достаточно убедительным. Сводится он к следующему. Описанное
противоречие возникает не потому, что дискретная логика принципиально
ошибочна и порочна, а потому, что мы используем ее в ситуации, ей явно
неподвластной. Явления, связанные с идеей бесконечности, а следовательно,
более простые и фундаментальные, мы пытаемся описать в терминах куда менее
элементарных - словно измеряем песчинку с помощью строительной рулетки. Если
выйти за рамки реалий, для которых понятие конечного является ключевым (см.
раздел 2.3), можно все-таки представить себе мир, допускающий идею
бесконечной делимости. Мы даже научились выстраивать объекты,
эксплуатирующие эту идею (речь идет о, так называемых, 'фракталах'). В таком
мире временной и пространственный интервалы могут оказаться бесконечно
малыми (речь идет о потенциальной, а не актуальной бесконечности, т.е. о
такой, которая является потенциальным результатом неограниченного
наращивания чего-либо, а не оказывается законченной и совершенной в данный
момент), вследствие чего, возможно неограниченное 'углубление' наблюдателя
во все более мелкие детали заинтересовавшего его явления. (Именно это мы и
пытались сделать, 'препарируя' вышеописанный забег. Кстати говоря, по тому
же пути идет и ядерная физика). Но подобное самоуглубление будет выглядеть
таковым лишь 'со стороны' - для тех, кто, располагая собственными часами,
будет описывать сущее в иных временных категориях. Да и то - бесконечное
погружение 'внутрь' может быть и будет мыслиться, но эмпирического
подтверждения не найдет: стороннему наблюдателю покажется, что
рассматриваемый мир попросту остановился (хотя жители последнего с этим и не
согласятся - они будут продолжать регистрировать конечные изменения
исследуемых объектов, благодаря тому, что их мерная единица будет все время
уменьшаться). Таким образом, можно дать еще одну интерпретацию апории
Зенона: ее противоречивость возникает из-за попытки увязать точки зрения
двух принципиально несводимых вместе наблюдателей. Т.е. мы снова приходим к
идее относительности истины, которая в предыдущих разделах проступала
неоднократно. О соотношении конечного и бесконечного можно было бы говорить
еще очень долго. Но мы не будем вдаваться в нюансы рассмотренных категорий -
их слишком много. Вместо этого сосредоточимся на проблеме, может быть
наиболее интересной из всех, какими занимается философия.
3.5. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА
Мы, наконец-то, подошли к вопросу, который следовало бы признать
основополагающим для любого мировоззрения. Рискну не согласиться с
традиционным положением, что это вопрос об отношении мышления к бытию.
Найдется немало субъектов, проживших долгую и насыщенную событиями жизнь, ни
разу не задумавшихся над этой проблемой. Но вот с чем им действительно
приходилось сталкиваться - ежечасно и ежеминутно - так это с проблемой
выбора. Возможен он или нет? Может ли 'Я' изменить ситуацию, или в мире
торжествует железная необходимость?
Мнения на этот счет высказывались разные. Вместе с тем, если разобраться
по сути, сам факт участия в дискуссии на подобную тему (впрочем, как и на
любую другую) предполагает, что говорящий уже ответил на указанные вопросы
положительно