я не переставал удивляться и задавать вопрос — почему? С того времени, как
упали первые 'капли' Нектара, и я начал все глубже и глубже погружаться в эту телесную
шахту под давлением Огня свыше, я не прекращал видеть 'умерших' людей! Моя старая
голова была, увы, 'твердолоба' и 'мертво закреплена', так что я не был посвящен в
знание потустороннего мира. Тем не менее, теперь я начал видеть весь образ действий
умерших людей, причем тех людей, которыми я как-то особенно или вообще не
интересовался, и они приходили ко мне и рассказывали или показывали свои истории (как
всегда, несчастливые) и иногда сообщали кое-что неожиданное. В череде всех этих
печальных незначительностей я вспоминаю, например, моего дядю, законченного и даже
махрового материалиста и картезианца, который не верил ни во что, кроме благой и
богатой жизни. Когда я увидел его, то выразил ему свою признательность, потому что
именно он продарил мне первую лодку; он ответил: 'О, жизнь — это столь
незначительная вещь'. Я был нисколько не удивлен. Увиденная с другой стороны, вся
жизнь предстала пред ним в совершенно другом свете: как маленькая картинка на фоне
большой панорамы. Но, черт возьми, почему я должен был смотреть на всех этих
умерших людей, и глазами моего тела, поскольку в тот момент это был единственный вид
сознания, находившийся за работой? Я не был никаким 'ясновидящим', никаким
медиумом: я был моряком, вглядывающимся в цвет моря, когда оно начинало штормить, и
небо наливалось свинцовыми тучами, гонимыми на юг, и мой кораблик начинал трещать
на ветру. Это 'явление' стало повторяться так часто, что если я видел кого-то во сне, то
почти серьезно склонен был считать: 'Должно быть, он умер'. И я искренне удивлялся и
все больше задавался вопросом, почему на земле я не вижу живущих (кроме тех случаев,
когда нужно было что-то сделать — всегда это было действие и всегда был рабочий,
пытающийся привести в порядок вещи и прояснить 'ситуацию'), и помимо прочего,
почему я не видел тех, кого любил — мою мать, например, которую я очень любил. Она
думала обо мне, а я о ней, но я никогда не видел ее. Почему? Я даже сказал себе: 'Я увижу
ее, когда она уйдет в мир иной' — чему суждено было случиться. Но почему так
происходит, что препятствует встрече, за исключением внешней встрече или встрече по
переписке? Тогда я начал размышлять. 'Должно существовать нечто в ее материальной
субстанции, что толще или 'больше скрывает' в ней, и 'менее непрозрачно во мне'.
Затем произошла еще одна встреча по ту сторону могил — и на нашей стороне, все
одновременно — которая еще более заострила этот вопрос. Это была встреча с одним
морским врачом, очень дорогим мне, живущим поныне другом: я не видел его, не видел
даже его лица, но у нас был очень длинный разговор, который, однако, не оставил во мне
никаких воспоминаний; и я видел какую-то женщину, незнакомую мне, которая 'жила
этажом выше' этого моряка. Я видел ее очень отчетливо, и потому могу описать ее лицо:
острое, ясное, полное сознания. Когда видение ушло, я очень долго изумлялся, кем же
могла быть эта женщина, 'живущая этажом выше'. Тогда я вдруг вспомнил, что мой друг
потерял свою мать два года назад — это была она! Его мать, которую я вообще не знал.
Я не видел моего друга, но совершенно отчетливо видел умершую женщину.
Это наводило на некоторые размышления.
То, что мы продолжаем жить после смерти, это совершенно очевидно, во всяком случае,
для меня, и мы знали это со времен... даже до Древнего Египта. Это не новый феномен.
Новый феномен (новый для меня), начавший вырисовываться в моей неопределенной
географии, заключался для меня в том, что э т о сознание материального тела, наиболее
подверженное разрушению, наиболее смертное, то, которое мы оставляем в ящике с
нашими костями, — это единственное сознание, которое видит, которое имеет доступ на
ту сторону могил... Другие сознания — ментальное, витальное или высшее — уходят,
продолжают жить, не сказав ни слова, но это совершенно банальное сознание рабочего,
имеющего дело с материей, эти бренные клетки, осознающие, главным образом, боль, все
это разрушение, и уносящие с собой некоторые воспоминания о своих печалях — все же
именно это стоит одной ногой по эту, а другой — по ту сторону могил. Что это означает?
Как если бы это был мост. Как если бы, можно даже сказать, эти клетки могли дышать
воздухом с обеих сторон, и делать это совершенно естественно, поскольку нет ничего
более естественного, чем