ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

-- ни то, ни это. Что бы вы ни знали,

вы этим не являетесь; что бы вы ни не знали, вы не являетесь и

этим тоже. Вы -- тот, кто знает, познает, а этого познающего

невозможно сократить до познаваемого объекта.

Самопознание невозможно. Если ваша невинность исходит из вашего

внутреннего источника, то о ней, ее -- вы знать не можете. Если

вы навязали ее себе, как внешнее, как маску, то вы можете ее

знать; если это всего лишь платье, которое вы надели, то вы

знаете о ней, но она не есть само дыхание вашей жизни. Эта

невинность -- продукт воспитания, а взращенная невинность --

жуткая вещь.

Человек, познавший Дао, не мыслит себя добрым и мягким. Он

мягок, но он не знает об этом; он добр, но и этого он не знает;

он -- сама любовь, но он того не сознает -- потому что любящий и

знающий не разделены; мягкость, доброта, сострадание -- и

знающий -- нераздельные, их не двое. Нет, их невозможно

разделить на познаваемое и познающего. Это внутренняя

аристократичность: когда вы становитесь так богаты, что даже

перестаете это осознавать. Когда вы настолько богаты, незачем

выставлять это напоказ.

Мне довелось слышать следующую историю:

Как-то раз Генри Форду случилось приехать в Англию. В справочном

бюро аэропорта он поинтересовался самой дешевой гостиницей в

городе. Служащий взглянул на него -- а лицо его было известным.

Генри Форд был известен по всему миру. Всего за день до этого в

газетных статьях, посвященных его предстоящему приезду, были

помещены его большие фотографии. И вот он стоит здесь, --

спрашивая о самом дешевом отеле, одетый в плащ, который

смотрится постарше его самого.

Поэтому служащий спросил его: 'Если я не ошибаюсь, вы -- мистер

Генри Форд. Я хорошо помню, я видел ваше фото'.

'Да', -- ответил тот.

Это привело служащего в полнейшую растерянность, и он

воскликнул: 'Вы спрашиваете самую дешевую гостиницу, носите

плащ, который, похоже, не моложе вас. Я видел вашего сына,

приезжавшего сюда, он всегда останавливается в лучших отелях, и

он был великолепно одет'.

Говорят, что Генри Форд ответил: 'Да, мой сын ведет себя, как

эксгибиционист, он еще очень неуравновешен. Мне незачем

останавливаться в дорогом отеле; где бы я ни остановился, я --

Генри Форд. В дешевейшей гостинице я все равно Генри Форд, нет

никакой разницы. Мой сын еще очень молод, неопытен, он боится,

что подумают люди, если он остановится в дешевом отеле. А это

пальто -- да, это пальто действительно досталось мне от отца --

но это не имеет никакого значения; зачем мне новые тряпки? Я --

Генри Форд, что бы я ни надел; даже если я совершенно голый, я

-- Генри Форд. А все остальное неважно'.

Когда вы действительно гармоничны, сонастроены со своим

внутренним миром, когда вы действительно богаты в нем, вам

незачем показывать, демонстрировать это. Когда вы впервые

приходите в храм, ваша молитва будет немного громче, чем молитвы

других. Должна быть. Вам очень хочется порисоваться.

Стремление показать себя -- это часть эго; не имеет значения,

_что_ именно вы показываете. Вы демонстрируете, вы

выставляете напоказ. Значит, есть эго, лодка не пуста; а человек

Дао -- это пустая лодка. Он мягок, не ведая того; он невинен, не

сознавая этого; он мудр, поэтому он может действовать как дурак,

ни о чем не беспокоясь. Что бы он ни делал -- это не разделяет

его, его мудрость остается незатронутой, он может позволить себе

быть глупым. Вы этого позволить себе не можете.

Вы всегда боитесь, что кто-нибудь сочтет вас дураком. Вы

боитесь, что, если другие будут считать вас дураком, вы и сами

начнете в это верить. Ведь если столько людей будут думать, что

вы дурак, то вы утратите уверенность в себе. И если все

продолжают твердить, что вы дурак, то, рано или поздно, вы в это

поверите.

Лишь мудреца невозможно обмануть, он может выглядеть дураком

сколько угодно.

Я слышал об одном мудреце, который был широко известен как

Сумасшедший. Никто не знал ни его имени, ни вообще чего-либо о

нем, он был известен просто как Сумасшедший. Он был еврей, а из

евреев вышло несколько действительно мудрых людей, у них есть

что-то такое, некий внутренней источник. Поэтому Иисус и смог

родиться среди них.

Этот Сумасшедший вел себя настолько по-дурацки, что

встревожилась вся община, потому что никто не мог предугадать,

что он выкинет в следующий раз. В религиозные дни, Йом Киппур

или другие праздники, вся община была в ужасе: невозможно было

предвидеть, что этот рабби устроит, кем он прикинется, как он

себя