субстанции в нечто желаемое волновал людей во все времена,
начиная от брака в Кане Галилейской, когда Иисус превратил
воду в вино (Ин. 2:1-11), и кончая представлением Маркса о
коммунистическом государстве, которое попытались претворить
в жизнь русские большевики.
Поскольку случаи полной материализации с древнейших времен
оказывались либо фокусами, либо (крайне редко) чудом, т.е.
нарушением закона сохранения материи, оккультисты XVIII-XIX вв.
ограничилсь попытками частичной материализации, т.е.
строительством доступных чувственному восприятию форм (фантомов)
из эфирного тела медиума.
Это означает, что медиум 'тратит' либо свое собственное
эфирное тело на создание фантомов - тогда получается нечто, что
действительно можно 'потрогать' (сенестокинез, перенос
ощущения), либо свою же энергию на перенос самого предмета в
пространстве (телекинез). То и другое очевидно связано с очень
большой нагрузкой на медиума, поэтому за материализацию редко
кто берется. Калиостро, по слухам, это удавалось.
Подробнее см., напр: (Koenig, A. Okkultismus. Leipzig
1914); Лидбитер Ч. Астральный план. СПб., 1914, репринт
Баку, 1990 - ('процедура, вредная для здоровья и неприятная
во многих других отношениях'). Ср. тж. Аксаков А.Н. Личные
ощущения медиума во время материализации. 'Pебус', 1897.
В целом нужно сказать, что Калиостро, этот несомненно
талантливый человек, знавший очень много, пострадал из-за своей
алчности и непреодоленного комплекса 'плебейского' происхождения.
Отсюда и самозванное графство, и неслыханные гонорары, и постоянное
желание 'отличиться' при любом европейском дворе. Для истинного же
эзотерика, как мы знаем, это гибельно.
Прямой противоположностью Калиостро был граф Сен-Жермен (тоже,
впрочем, самозванный), знаменитый оккультист, алхимик и, подобно
своему не менее знаменитому современнику П.О. Карону де Бомарше
(1732-1799), международный шпион. О нем, в отличие от Калиостро,
достоверных сведений имеется очень мало ('сын разорившегося сборщика
налогов по имени Ротондо из Сен-Жермена в Савойе' - Вадимов и Тривас,
'третий сын князя Ракоци II' - Harper's Encyclopedia).
СЕН-ЖЕPМЕН, (Saint-Germain, год рождения 1710?, ум. 1784
в Эккернфельде, по другим данным - 1795 в Касселе): по
свидетельствам современников, это был светский, блестяще
образованный человек, свободно говоривший на всех европейских
языках и умевший изящно уходить от ответов на любые прямые
вопросы. По недоказанным данным, побывал в Pоссии во время
воцарения Екатерины II (1762). Согласно преданию, именно он
назвал Наталье Петровне Голицыной, выведенной у Пушкина в
качестве старой графини, три выигрышные карты ('Пиковая дама').
С 1770 г. обосновался в Париже. Утверждал, что живет (или
реинкарнирует) уже несколько тысяч лет. Занимался изготовлением
золота, алмазов, торговал эликсиром долголетия, читал прошлое и
предсказывал будущее представителям высшего дворянства, причем
его предсказания были по большей части пессимистичны.
В этом он оказался прав. Когда настала Французская
революция, сам он благополучно исчез с международной арены,
предоставив последующим историкам гадать, что с ним стало.
Трудов он после себя не оставил никаких. Подробнее см.:
Buelau. Geheime Geschichten. Bd. 1, 2. Aufl. 1863;
Знаменитые авантюристы XVIII века. СПб, 1899, переизд.
Киев, 1991.
Французский богослов и оккультист КУР ДЕ ЖЕБЛЕН (Антуан Курт
де-Гебелин, Court de Gebelin, 1725-1784) был членом масонской ложи
'Девяти сестер' и еще целого ряда 'спиритуалистических организаций',
и ни одна из них его полностью не удовлетворяла. Между тем он был
человек очень образованный. И вот он попытался сам вывести на бумаге
историю и смысл эзотерических учений от Адама до своего времени.
Из-под его пера вышел многотомный труд под названием
'Первоначальный мiр, анализированный и сравненный с мiром
современным' (Le monde primitif analyse et compare avec le monde
moderne), который он так и не успел окончить. В нем он, в
частности, анализирует символику карт Таро с помощью Каббалы,
считая их зашифрованным изложением философско-религиозной
доктрины