более высокий. Возьмем для примера то же
'око Божие', лучезарный треугольник:
- для ученика это символ внимания ('имеющий глаза да
увидит'), познания триединства всего сущего, София; для
товарища - символ невидимого света, 'третьего глаза',
высшей триады сфирот, Каббала; для мастера это - Солнце,
свет и опора нашей солнечной и десятичной системы, но также
и Бог Непознаваемый, Саваоф гностиков, Абсолют буддистов,
Дао, Единое, одним словом - великая Истина Космоса.
Первые организации масонов, считавшие своей задачей
'строительство' храма человеческого духа, известны (документально)
также с XVII в. Некоторые исследователи считают даже, что
розенкрейцеры сами решили основать новый, более мощный орден,
воспользовавшись возможностями уже существовавшей профессиональной
Ассоциации каменщиков (Прямин-Морозов В.И. Символические степени
масонства. Журн. 'Изида', дек. 1910 - янв. 1911).
В пользу этого говорит хотя бы то, что в 'многоступенчатых'
ложах высшие степени назывались розенкрейцерскими, да и историки
обычно рассматривают оба эти течения вместе в силу их очевидного
идеологического сходства. Хотя уже цитировавшийся Микеле
Морамарко склонен считать масонов самостоятельным и просто более
'удачливым' течением, поглотившем более слабые.
Беда масонов была в том, что они придавали слишком большое
значение политическим целям, поставив вопрос о ликвидации монархий во
главу угла. Это не могло не сказаться на успехе их эзотерических
изысканий. 'Реальное поведение братьев-масонов ничуть не
соответствовало проповедуемым ими идеалам', - констатирует М.
Морамарко.
Хотя отдельные ложи, и особенно российские (первые русские ложи
появились в царствование Анны Иоанновны, 1731), очень старались
приобщить своих адептов к познанию устройства мiра и помочь им стать
'новыми человеками', заботящимися, по словам кн. Владимира Федоровича
Одоевского, о том, чтобы на первом месте в помыслах любого человека
была полезность его дел для человечества, удавалось это слишком
редко.
Нужно, писал кн. Одоевский, чтобы человек в первую очередь
думал, какую пользу принесет его труд для человечества, во
вторую - о пользе для родного государства, в третью - о пользе
для своих друзей и близких, и лишь в последнюю очередь о своей
собственной пользе. У нас же, добавлял он печально, дело обстоит
как раз наоборот...
В.Ф. Одоевский был прекрасным философом-эзотериком,
его труды заслуживают самого пристального внимания (напр.:
Одоевский В.Ф. Последний квартет Бетховена. М., 1982).
Чрезмерная политизация масонского движения заставила некоторых
приверженцев чисто духовных занятий 'отпочковаться' от ордена и
основать свои ордена или ложи.
Так, около 1760 года некто 'Мартинец де Паскуалис' (Martinez de
Pasquallis, т.е. очевидно, Мартинес де Паскальи, а еще точнее,
видимо, Мордехай бен Пейсах) основал в Париже и неск. других городах
'Братство отборных священнослужителей' (Elus Cohens) c
девятистепенной иерархией; старшие три степени были
розенкрейцерскими. Это была чисто эзотерическая или, как ее называют
в литературе, 'магико-теургическая' школа.
Мартинец де Паскуалис, крещеный еврей, основатель духовных
школ в Париже (1760), Бордо и Лионе. Составил 'Трактат о
Pеинтеграции существ в их первоначальных свойствах, качествах и
силах, духовных и божественных', посвященный 'христианской
Каббале', т.е. эзотерически понимаемому христианству.
После смерти основателя (1774) школа начала было приходить в
упадок, но эстафету подхватил маркиз де Сен-Мартен, отставной
военный, филантроп, мистик и философ-теург, прозванный 'Неизвестным
философом' (le philosophe inconnu), после чего членов этой школы
окончательно стали называть МАРТИНИСТАМИ.
Сен-Мартен, Луи-Клод, маркиз де (Louis Claude de
Saint-Martin, 1743-1803): выступал как против 'материализма'
французских просветителей, так и против косности официального
богословия. Переводил на фр. яз. труды Якоба Б„ме. Оставил ряд
собственных трудов, в т.ч.:
- L'homme de desir. Lyon, 1790;
- Des erreurs et de la verite, ou les Hommes rapplees au
principe universel de la science. Lyon, 1795;
- Le crocodile, ou la guerre du bien et du mal. Paris,