Священного Писания, что, в частности, вызвало позже критику
его тезки Иммануила Канта (Traeume eines Geistersehers.
Koenigsberg 1765; рус. пер. - 'Грезы духовидца', СПб., 1911).
Сведенборг счел себя орудием нового откровения и основал
церковь 'Нового Иерусалима'.
Согласно Сведенборгу, сущность человека есть дух, постоянно
находящийся в процессе самоусовершенствования и способный общаться с
другими духами вне зависимости от того, есть или нет у них физическая
оболочка. Кроме мiра видимого и мiра невидимого, Сведенборг признает
также наличие некоего среднего состояния, промежуточного пространства
('чистилище', см. лекцию 5, оно же бардо у тибетцев, ср. 'Бардо
Тодол' - Книга Мертвых), которое душа проходит после смерти, чтобы
быть приготовленной или для неба, или для ада.
Продолжительность пребывания души в этом субпространстве у
Сведенборга не определена; он считал, что оно может длиться и
несколько мгновений, и годы. Признавая реинкарнацию в целом, он
не признавал воплощений в виде животных или неодушевленных
предметов.
После смерти Сведенборга в Англии, Швейцарии, США и др. странах
образовались общины его последователей (сведенборгиане), существующие
и поныне под названием 'Новая Церковь' или 'Церковь Нового
Иерусалима'.
Его труды у нас уже вновь издаются, напр.: Сведенборг Э. О
небесах, о мiре духов и об аде. Киев, 'Украина', 1993.
Кроме ученых философов и талантливых ясновидцев, познать
невидимые закономерности мiра пытались и люди более простые. Бурные
события в социальной и политической жизни (началась Северная война,
Пруссия стала королевством, умер 'король-Солнце' Людовик XIV, Турция
начала утрачивать завоеванные когда-то европейские земли) привели к
оживлению деятельности тайных сект, обществ и орденов, ведших до тех
пор довольно скромное существование. Первыми среди них, конечно,
следует назвать розенкрейцеров.
PОЗЕНКPЕЙЦЕPЫ (нем. Rosenkreuzer, англ. Rosicrucians): орден
'братьев Креста и Pозы', основанный в 1622 г. в Германии для занятий
религиозными, оккультными и естественнонаучными опытами. Орден возник
на основе одной из мистических сект ('Братство Pозового Креста') под
влиянием идей Якова Беме и Иоганна Валентина Андреэ, о котором мы
упоминали в конце предыдущей лекции.
Якоб Б„ме (Jakob Boehme, 1575-1624): немецкий философ-
мистик, прозв. Philosophus Teutonicus ('Тевтонский
философ'). По профессии был сапожником, вольно или невольно
следуя примеру р. Иоханана Гасандлара и ап. Павла, однако в
отличие от них он не только никогда не бросал своей
профессии, но и заслужил звание Мастера.
Правоверный лютеранин, Беме был неудовлетворен
рационализмом новореформированной христианской теологии. Бог
проявляется во всем, считал Беме, в первую очередь - в Природе
как важнейшей составной части Творения, и нужно лишь пожелать
заметить Его проявления.
Для этого Беме предлагал использовать медитативные
упражнения, интуитивный поиск, изучение культурного наследия
(прежде всего - текстов Священного Писания).
Отвергая каббалистику и натуральную магию, Беме фактически
пользовался их методами познания мiра, а эзотерику (в частности,
астрологию) признавал и формально, за что подвергался
преследованиям со стороны современных ему лютеранских
богословов.
Он оставил немало трудов (собр. соч. Якова Беме на
немецком языке занимает семь томов), в т.ч. 'Аврора или
Утренняя заря в восхождении', М., 1914, репринт 1990, став
таким образом 'первопроходцем' многих направлений западной
философской мысли: теософии, христософии, классической
немецкой философии (Гегель, Шеллинг) и эзотеризма в целом.
Розенкрейцеры поставили перед собой благородную задачу изменения
человеческого общества в эзотерическом духе. В отличие от ученых
философов они были дилетантами, то есть не представляли себе всей
сложности этой задачи, а потому смело взялись за нее.
Все люди должны осознать свою взаимосвязь с мiром
невидимым, с Космосом, и стараться не нарушать космического
равновесия. Их можно этому научить; для этого они должны читать
книги и проходить розенкрейцерские посвящения. Степеней
посвящения у первых розенкрейцеров было три. Тогда, считали