Августин, как мы видим, использовал
положения неоплатоников, но на таком высоком уровне, что церковные
иерархи так и не решились исключить его из числа своих 'мудрецов'
(как и р. Акибу, см. лекцию 8).
Однако в целом 'увлечение неоплатонизмом дальше известной
границы, как писал А.Ф. Лосев, всегда приводило монотеистические
построения Средневековья либо к существенной деформации, либо к
катастрофе. Вот почему исторически неоплатонизм в средние века, а
затем в период возрождения оказывался передовой теорией, для которой
любая монотеистическая концепция - Библия, Коран, Талмуд - всегда
оставалась наивной, детской фантазией или простонародным суеверием'
(Лосев А.Ф. Неоплатонизм. В: Филос. энцикл., т. 4, М., 1967).
К V в. (очередное соединение Нептун-Плутон) христианство
окончательно 'встало на ноги'. Оно объединяло людей многих
национальностей, но евреев среди христиан уже не было. Сложился
новозаветный канон - четыре Евангелия, 21 Послание и по одному
образцу Деяний и Апокалипсиса. Было изобретено новое летоисчисление -
от Рождества Христова.
Хотя и здесь не обошлось без недоразумений. Вычисляя дату
Рождества, монах Дионисий (525) ошибся по крайней мере лет на
шесть: Иисус родился в правление Ирода Великого, а тот умер - по
новому летоисчислению - в 4 г. до нашей эры. Что же касается
даты Пасхи, т.е. смерти и воскресения Иисуса, то ее установить
вообще невозможно (см., напр., Климишин И.А. Календарь и
хронология. М., 1985). Впрочем, для нас это не имеет значения.
Христианство повсеместно стало государственной религией. Исчез
гностицизм как самостоятельное религиозно-философское течение, хотя
его идеи продолжали жить, время от времени проявляясь в средневековых
ересях. В VI в. платонизм был признан 'язычеством', Платоновская
Академия была закрыта, однако и его идеи продолжали жить, проникнув
не только в европейскую, но и в иудейскую, а потом и в мусульманскую
философию.
О 'триумфальном шествии' христианства по окраинам Европы с V по
X век ('лето' эры Рыб) мы уже говорили. О догматических различиях
между Восточной и Западной церковью, в конце концов приведших к
Великой схизме 1054 г., говорить не будем, потому что это не предмет
наших лекций. Хотя у многих философов Средневековья есть мысли,
немаловажные и с точки зрения эзотерики, эти 'тончайшие волокна
души', по словам о. П. Флоренского, просто невозможно разобрать в
кратком курсе: нас торопит история.
В 1095 г. на церковном соборе в Клермоне Папа Урбан II призвал
всех королей, сеньоров, рыцарей и простой народ взяться за оружие и
отвоевать христианские святыни, находящиеся в руках язычников: 'Те,
кто здесь горестны и бедны, будут там счастливы и богаты'. В 1099 г.
войска крестоносцев вторглись в Палестину и 17 июля взяли Иерусалим.
В политическом плане эта попытка овладеть Востоком, как
известно, не дала Западу ничего: ровно двести лет спустя последние
рыцари были изгнаны из Святой Земли сарацинами (арабами). Однако для
развития культуры Запада это знакомство с Востоком дало очень много.
Считается даже, что именно крестовые походы положили начало эпохе
Возрождения.
Рыцари привозили с собой во Францию, Германию, Англию более или
менее смутные сведения о науке и мистике 'неверных', а нередко и
самих носителей этих сведений (в качестве пленников); представления о
'родных' эльфах и гномах, о целительных свойствах друидского бальзама
и страшной силе женского проклятия, не столько поколебленные, сколько
дополненные верой в чудотворную силу христианской молитвы и святых
мощей (вспомните о расширении арсенала шаманизма после
христианизации), перемешались со слухами о восточной магии и
оргиастических культах, о демонах и вампирах, о тайных обществах
губителей добрых христиан и кознях Аримана-Диавола.
И древние легенды обрели новую силу. Мистическая чаша друидов
превратилась в Священный Грааль (лат. Graalis или Graale,
англ.-нем.-фрц. Graal или Gral) - чудесный сосуд, из которого Иисус
вкушал Свою последнюю трапезу (по другой версии - сосуд, в который
Иосиф Аримафейский собрал капли крови Христовой). Множество рыцарей
отправлялись, по выражению Марка Твена, 'граалить', т.е. разыскивать
эту чашу, которая считалась целебной реликвией.
Именно в эпоху Крестовых походов (1185, первая известная
запись легенды о Граале) эта легенда стала особенно актуальной:
где же и храниться этой чаше, как не в Святой Земле? Считается,