Отсюда три вида людей: духовные
(у них есть все три составляющие), душевные (только две) и плотские
(одна).
Духовное: мужское Афродита Урания
Душевное: женское Афродита Пандемос
Плотское: мужеженское Афродита/Афродитон
Но это в теории. На практике же они занимались целительством и
астрологией, изготовлением талисманов, амулетов и пр. абракадабры.
Не следует думать, что абракадабра - понятие ругательное. В
те времена так назывался амулет, помогающий от лихорадки.
Название восх. к имени демона Абраксаса, которого и заклинали
таким образом, чтобы он 'отпустил' больного (ср. лекцию 7).
Чем талисман отличается от амулета? Талисман - это фигурка
или иное изображение божества (вуду, аку-аку и пр.), амулет -
фигурка с надписью или одна только надпись (или символ): у
евреев - мезуза (бумажка с текстом из Торы), у христиан -
украшения с символами креста, сердечка и якоря (вера, любовь и
надежда), со знаками Зодиака, буквами алфавита и т.п.
Подобно валентинианам, ОФИТЫ различали высшего и низшего Бога,
Саваофа и Йалдаваофа, и поклонялись первому, но в образе Змея (греч.
`o 'ophis - змея) как символа высшей мудрости, Софии. Поэтому и Иисус
христиан был для офитов всего лишь в очередной раз воплотившимся
Змеем, 'Вечным Посвященным', все той же божественной монадой. Отсюда
- офический символ змея на Т-образном кресте и живые змеи,
участвовавшие в их мистериях.
Таких сект было великое множество. Поэтому первые церковные
философы ('отцы церкви') занимались главным образом апологетикой, то
есть выработкой принципов христианской религиозной философии и их
защитой против этих ересей. Однако их уже подстерегала новая
опасность, надвинувшаяся с другой стороны.
Христианство 'хорошо легло' на платоническую философию:
НЕОПЛАТОНИКАМ (Плотин и др.) импонировала идея о триипостасной
сущности верховного Бога, в которой они видели платоновский
треугольник (см. лекцию 9), включающий 'En, Единое как способ
нейтрализации бинера. Считается даже, что эту свою идею христиане у
них и заимствовали, но нам с вами ясно, что речь здесь идет не
столько о заимствовании, сколько об интуитивном открытии одних и тех
же закономерностей устройства мiра.
Однако если 'ипостаси неоплатонической триады - это
безличные сущности', философские категории, в каковом качестве
мы их и рассматривали, то '...ипостаси христианской Троицы - не
только и не столько диалектические категории, сколько 'лица',
личности (prosopa)' - Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли.
В: Культура Византии, т. 1, М., 'Наука', 1984, - в таком
персонифицированном виде эти категории были понятнее простым
людям, какими были первые христиане.
Из всех направлений философской мысли того времени именно
(нео)платонизм обладал наиболее высокоразвитым понятийным и
категориальным аппаратом, поэтому первые христианские философы
испытали на себе значительное его влияние.
Классическим и наиболее эзотеричным из философов-неоплатоников
(не христиан) следует считать Ямвлиха ('Iamblichos, 280-330),
провозгласившим догмат 'всеобщего согласия тайноведцев всех времен и
народов':
Все восточные и греческие мудрецы, маги и прорицатели,
поэты и философы, считал Ямвлих, во все времена возвещали одну и
ту же неизменную и непогрешимую доктрину, которую надо только
понять и истолковать правильно, чтобы убедиться в ее единстве...
Чем мы с вами, собственно, и занимаемся.
Ямвлих комментировал Платона в эзотерическом духе, чем оказал
большое влияние на развитие оккультизма и повлиял на Пико делла
Мирандола, христианских каббалистов и других западных эзотериков
эпохи Возрождения, живших тысячу лет спустя. При этом он отмечал
разницу не только между эзотеризмом и религией, но и между
эзотеризмом и философией: 'об эзотеризме надо мыслить эзотерически,
о философии - по-философски'. Эзотеризм (теургия - theourgia, греч.
'богодействие') был для него выше философии.
Самого Ямвлиха, естественно, тоже провозгласили
'тайноведцем и чудотворцем'. Каждый неоплатоник стремился стать
не только мыслителем, но и теургом, т.е., как сказали бы теперь,
'белым магом'. Теория была неразрывно связана с практикой. Тот
же Ямвлих занимался астрологией, магией, гаданием и практикой
экстатического восхождения в сверхчувственные