не тождественна Средневековью, которое начинается
тогда же, а оканчивается то ли Возрождением, то ли Английской
буржуазной революцией XVII в. (История средних веков, М.,
'Просвещение', 1986). Она охваывает около пятисот лет или чуть
больше и оканчивается для нас все той же Великой схизмой 1054 г.
(суфизм, Каббала, крестовые походы).
Пятисотлетние исторические периоды связаны не с прецессионной
хронологией, а с планетными циклами.
Планета Нептун делает полный оборот вокруг Солнца (или
Земли, если оставаться на точке зрения древних) за 165 лет,
Плутон - за 250 лет. Они соединяются, то есть встречаются в
одном районе неба, примерно раз в 500 лет. Тогда в жизни
общества происходят значительные перемены.
Этот аспект, как говорят астрологи, 'связан с изменением
настроя общества в связи с развитием философии, религии, науки,
с поворотным моментом в развитии науки, культуры, цивилизации
или социальных институтов' (Het Monster. Практическая
астрология. М., 1992).
Впрочем, с планетами их можно и не связывать. Современные
историки, например, выделяют в каждом историческом периоде подпериоды
'весна - лето - осень - зима', т.е. зарождение, расцвет, упадок и
гибель. Это все та же знакомая нам четырехчастная схема - квадрат,
тернер, тетрактида. Точно так же можно подразделить эти периоды на
три, семь, двенадцать и т.д. подпериодов (что и делается), но для нас
в данном случае удобнее четверичная схема.
Период от падения Рима до Схизмы - это эпоха христианизации
Европы, замены старых представлений эпохи Овна или даже Тельца
новыми, 'рыбными'. Однако, несмотря на это, реликты древних эпох кое
в чем сохранились или (особенно в XIX - XX вв.) были открыты заново.
Из варваров мы сегодня рассмотрим не всех, и тем более не
представителей монголоидных племен, о которых уже шла речь (лекция
4), а лишь германо-скандинавов и кельтов. Причем если германцы (готы,
саксы, даны и т.п.) до V в. не имели документированной предыстории,
то о кельтах этого сказать нельзя.
В греческие времена кельты жили в Малой Азии и назывались
галатами. Это к ним обращено известное письмо ап. Павла ('Послание к
галатам'), где он хоть и не в первый раз, но не менее настойчиво
повторяет: 'Нет ни эллина, ни иудея' (Гал. 3:28).
Тем самым ап. Павел указывал, что эгрегор новой религии,
христианства, открыт для всех, а не только для принадлежащих к
определенному этносу. У него нет 'кода', и чтобы стать
причастным к нему, достаточно принять (во крещении) новое имя.
Из Малой Азии кельты переселились в Италию, Испанию и
другие края, позже постепенно продвигаясь все дальше на север.
Нынешние потомки кельтов - это валлийцы в Англии, бретонцы во
Франции и ирландцы.
Завоевывая бывшие римские провинции, обладавшие в целом более
развитой культурой, варвары, естественно, попадали под ее влияние,
причем иногда настолько, что даже утрачивали свой язык. Достаточно
вспомнить о современных 'романских' странах - Италии, Франции,
Испании, да что говорить - вся Европа пользуется сейчас латинским
алфавитом. Однако для развития эзотерики (которая у варваров,
естественно, была) римская - или, если брать шире, греко-римская -
культура не дала ничего. Скорее наоборот.
Во-первых, их космогония и космология практически ничем не
отличались от уже неоднократно описывавшихся нами 'архаичных': та же
схема деления мiра, трехчастная по вертикали и четырехчастная по
горизонтали, те же астральные божества, только носившие иные имена.
Зевсу-Юпитеру у германо-скандинавов соответствовал
громовержец Тор (Thor), Марсу - Тир или, как еще говорят, Зиу,
Меркурию - Один (Вотан), бог мудрости и письма, Венере - Фрейя
(Friday, день Венеры), а Сатурн... вот с Сатурном сложнее. Как
Кронос (бог плодородия) это скорее Фрейр (Инг), как Хронос (бог
времени) - антикультурный герой (или культурный антигерой) Локи.
С Луной и Солнцем тоже не все благополучно: Фригга и
Бальдр настолько незначительны, а богов-покровителей войны и
охоты так много, что напрашивается вывод о возникновении этих
племен лишь в эру Овна, а также о невыраженности у них этих
архетипов. Единого верховного бога у них тоже не было, однако в
описываемую эпоху на эту роль все больше претендовал
меркуриально-буддхический Один (головой добьешься большего, чем
мечом).