Het Monster

Тринадцать врат

не тождественна Средневековью, которое начинается

тогда же, а оканчивается то ли Возрождением, то ли Английской

буржуазной революцией XVII в. (История средних веков, М.,

'Просвещение', 1986). Она охваывает около пятисот лет или чуть

больше и оканчивается для нас все той же Великой схизмой 1054 г.

(суфизм, Каббала, крестовые походы).

Пятисотлетние исторические периоды связаны не с прецессионной

хронологией, а с планетными циклами.

Планета Нептун делает полный оборот вокруг Солнца (или

Земли, если оставаться на точке зрения древних) за 165 лет,

Плутон - за 250 лет. Они соединяются, то есть встречаются в

одном районе неба, примерно раз в 500 лет. Тогда в жизни

общества происходят значительные перемены.

Этот аспект, как говорят астрологи, 'связан с изменением

настроя общества в связи с развитием философии, религии, науки,

с поворотным моментом в развитии науки, культуры, цивилизации

или социальных институтов' (Het Monster. Практическая

астрология. М., 1992).

Впрочем, с планетами их можно и не связывать. Современные

историки, например, выделяют в каждом историческом периоде подпериоды

'весна - лето - осень - зима', т.е. зарождение, расцвет, упадок и

гибель. Это все та же знакомая нам четырехчастная схема - квадрат,

тернер, тетрактида. Точно так же можно подразделить эти периоды на

три, семь, двенадцать и т.д. подпериодов (что и делается), но для нас

в данном случае удобнее четверичная схема.

Период от падения Рима до Схизмы - это эпоха христианизации

Европы, замены старых представлений эпохи Овна или даже Тельца

новыми, 'рыбными'. Однако, несмотря на это, реликты древних эпох кое

в чем сохранились или (особенно в XIX - XX вв.) были открыты заново.

Из варваров мы сегодня рассмотрим не всех, и тем более не

представителей монголоидных племен, о которых уже шла речь (лекция

4), а лишь германо-скандинавов и кельтов. Причем если германцы (готы,

саксы, даны и т.п.) до V в. не имели документированной предыстории,

то о кельтах этого сказать нельзя.

В греческие времена кельты жили в Малой Азии и назывались

галатами. Это к ним обращено известное письмо ап. Павла ('Послание к

галатам'), где он хоть и не в первый раз, но не менее настойчиво

повторяет: 'Нет ни эллина, ни иудея' (Гал. 3:28).

Тем самым ап. Павел указывал, что эгрегор новой религии,

христианства, открыт для всех, а не только для принадлежащих к

определенному этносу. У него нет 'кода', и чтобы стать

причастным к нему, достаточно принять (во крещении) новое имя.

Из Малой Азии кельты переселились в Италию, Испанию и

другие края, позже постепенно продвигаясь все дальше на север.

Нынешние потомки кельтов - это валлийцы в Англии, бретонцы во

Франции и ирландцы.

Завоевывая бывшие римские провинции, обладавшие в целом более

развитой культурой, варвары, естественно, попадали под ее влияние,

причем иногда настолько, что даже утрачивали свой язык. Достаточно

вспомнить о современных 'романских' странах - Италии, Франции,

Испании, да что говорить - вся Европа пользуется сейчас латинским

алфавитом. Однако для развития эзотерики (которая у варваров,

естественно, была) римская - или, если брать шире, греко-римская -

культура не дала ничего. Скорее наоборот.

Во-первых, их космогония и космология практически ничем не

отличались от уже неоднократно описывавшихся нами 'архаичных': та же

схема деления мiра, трехчастная по вертикали и четырехчастная по

горизонтали, те же астральные божества, только носившие иные имена.

Зевсу-Юпитеру у германо-скандинавов соответствовал

громовержец Тор (Thor), Марсу - Тир или, как еще говорят, Зиу,

Меркурию - Один (Вотан), бог мудрости и письма, Венере - Фрейя

(Friday, день Венеры), а Сатурн... вот с Сатурном сложнее. Как

Кронос (бог плодородия) это скорее Фрейр (Инг), как Хронос (бог

времени) - антикультурный герой (или культурный антигерой) Локи.

С Луной и Солнцем тоже не все благополучно: Фригга и

Бальдр настолько незначительны, а богов-покровителей войны и

охоты так много, что напрашивается вывод о возникновении этих

племен лишь в эру Овна, а также о невыраженности у них этих

архетипов. Единого верховного бога у них тоже не было, однако в

описываемую эпоху на эту роль все больше претендовал

меркуриально-буддхический Один (головой добьешься большего, чем

мечом).