кстати, лечили музыкой: '...песнями,
напевами и лирной игрой он /Пифагор/ унимал и душевные
недуги и телесные' (Порфирий).
В 1772 году, через сто пятьдесят лет после смерти Кеплера,
немецкий астроном Иоганн-Эрнст Боде на основе своих наблюдений и
расчетов сформулировал закон планетных расстояний, согласно
которому расстояние каждой следующей планеты от Солнца
увеличивается в определенной пропорции. Эта пропорция,
естественно, не совпадала с пифагорейской (т.к. они считали в
геоцентрической системе), но очень ее напоминала. С современными
же данными о планетных расстояниях она коррелирует довольно
точно.
Чем объясняется сходство или, точнее, подобие планетных
расстояний и музыкальных интервалов, мы уже знаем...
Космос был для пифагорейцев единым живым существом (Платон,
'Тимей'), Солнце же, считали они, есть живой огонь и главная движущая
сила Космоса (стоик Клеанф, III в. до н.э.). Стоики Хрисипп и
Посидоний (II-I вв. до н.э.) учили, что Космос одушевлен и
рационален, и что человеческая душа имеет в нем частичку
(Ван-дер-Варден Б. Рождение астрономии. М., 'Наука', 1991). Душа
человека тоже приходит из Космоса и возвращается туда после смерти
тела, чтобы возродиться снова (перевоплотиться): эти странствия
необходимы душе, чтобы постепенно достичь совершенства.
Перевоплощение (реинкарнация) называлось у греков
метемпсихозом (греч. meta-em-psychosis). Считалось, что сам
Пифагор помнил свои прежние воплощения.
Кроме того, у греков было первичное представление об
астральном теле и даже двойнике: они называли его 'образом
жизни' (to eidolon tis aionos - 'идол Эонов' /!/): 'В то время,
как тела всех людей подвластны смерти, - писал поэт-пифагореец
Пиндар, этот образ остается живым, поскольку он один исходит от
богов. Он спит, пока члены тела еще действуют, а тому, кто спит,
он во многих сновидениях предзнаменует решения вопросов,
благоприятные или скорбные' (цит. по Ван-дер-Вардену). Ср. у
бенинцев (лекция 6).
Пифагорейцам удалось и превратить андрогинный квадрат обратно в
треугольник - с помощью уже упоминавшейся тетрактиды (греч.
tetraktis):
o
/
4 o---o 4
/ /
o---o---o
/ / /
o---o---o---o
4
Здесь квадрат снова развертывается в треугольник, и получается
фигура, не менее продуктивная, чем Светлый Престол (Мин Тан)
китайцев. Вы видите, что из этой фигуры легко выводится и
гексаграмма, и десятка (десять точек), и девятка (девять малых
треугольников), и дюжина (три стороны по четыре точки на каждой). См.
об этом.: Холл, Мэнли П. Энциклопедическое изложение... Новосибирск,
1992 (переводчик называет эту фигуру 'тетрактис').
Таковы были в общих чертах эзотерические представления греков.
Какой-то цельной системы наподобие современных им индийских или
персидских у греков не возникло, хотя связь между ними существовала
несомненно (Платон, Аристотель и другие титаны греческой мысли
все-таки в гораздо большей мере философы, чем эзотерики). Однако, как
писал небезызвестный вам Алексей Федорович Лосев (1893-1988),
эзотерические представления греков 'оказались чрезвычайно живучими не
только в пределах самого античного мiра, но и во всех последующих
культурах, вплоть до современных теософии и антропософии' (Лосев А.
Пифагор. Статья в: Философская энциклопедия, т. 4, М., 1967).
Варвары
Варварами греки, как известно, называли всех, кто были не греки.
В те времена, о которых только что говорилось, т.е. в конце эры Овна
- начале эры Рыб это были египтяне, семиты, персы, с которыми мы уже
знакомы. Но нас интересуют не они, а те, кого мы больше привыкли
называть варварами, т.е. предки будущих западных европейцев, наших
современников, а также мы сами, хоть себя так и не называем.
На исторической арене они появились уже в иную эпоху: она
начинается с очередного переселения народов в V в. н.э., когда пал
Рим - который мы не рассматриваем, во-первых, в силу его культурного
сходства с Элладой, а во-вторых потому, что многое из его наследия
вошло в культуру варваров и их потомков, с которой нам еще предстоит
встретиться.
Эта эпоха