учили своих посвященных именно этому, находя каждая свой путь.
Некоторые создавали маленькие триады (так, из одной Мойры стало
три, что, по мнению некоторых исследователей, 'означало право для
каждого на личную судьбу', т.е. приближало человека к понятию
индивидуальной кармы - см. Лукач Й. Пути богов. М., ИПЛ, 1984), но
их 'мощности' нехватало для нейтрализации общегреческого бинера.
По Плутарху, мойры ведали связями: 1) принципа движения с
принципом жизни, которые связывает монада, в области незримого
(Атропос); 2) принципа жизни с принципом гибели, которые
связывает природа, символ - Луна (Лахезис); 3) принципа гибели и
возрождения с принципом движения, которые связывает ум, символ -
Солнце (Клото).
Однако бинер можно достроить не только до треугольника, но и до
квадрата:
Андрогин Треугольник разверты-
Іњњњњњњњњ— вается в квадрат, получа-
‹ - +‹ ется кватернер, четверица,
‹ ‹ пифагорейская тетрактида,
‹ + -‹ а также знакомая нам тет-
?њњњњњњњњ± раграмма I-H-V-H.
Дионис Аполлон
Получается андрогин, от греч. 'andros - 'мужчина' и gynh -
'женщина', символ 'неслиянного единства' ян и инь, попытка найти в
законах Сатурна с м ы с л через нахождение их элементарных
составляющих, ведь квадрат (четверка) - это четыре стихии, четыре
стороны света и т.д. (уравновешивание Сатурна при помощи архетипа
двойной Венеры, Афродиты и Афродитона - ср. у орфиков: 'Юпитер - и
божественный Супруг, и Супруга, Отец и Мать' /цит. по: Шюре Э.
Великие посвященные. Калуга, 1914; репринт М., 1990/, или у китайцев:
Дракон-Юпитер как темная и 'Дракон-Юпитерша' как светлая ипостась
Юпитера /Шицзин/).
Согласно греческой мифологии, боги первоначально создали не
людей, а андрогинов: это были двуполые существа с двойным
набором органов. Возгордившись, андрогины восстали против богов.
Тогда Зевс расколол каждого из них пополам: 'Если они и теперь
не усмирятся, я рассеку их еще пополам (квадрат!), и им придется
скакать на одной ноге'. По Платону, любовь есть инстинктивное
стремление любящих вновь соединить раздвоенное.
Весьма 'квадратным' в этом смысле было учение Пифагора.
ПИФАГОP (ок. 580-500 до н.э.): в юности учился музыке,
живописи и атлетике, потом - геометрии и астрономии. По
легенде (естественно, не подтвержденной) побывал в Египте,
Вавилоне, Персии и других странах: 'математические науки он
усвоил от египтян, халдеев и финикиян... а от магов услышал о
почитании богов и о прочих жизненных правилах' (Порфирий. Жизнь
Пифагора).
Вернувшись на родину, открыл школу в Кротоне. Поступавшие
туда должны были пройти обет молчания (от 2 до 5 лет), после
чего их посвящали в 'акусматики' (слушатели) или 'экзотерики'
(внешние) и разрешали слушать таинства из-за занавески. В это
время они изучали классические науки - грамматику, риторику и
т.п.
'Все, явленное Пифагору, его последователи полагали
законом, его самого чтили как посланца от Зевса, а на себя,
благоговея перед божественным, накладывали обет молчания,
ибо внимали многим священным тайнам' - Флавий Филострат.
Жизнь Аполлония Тианского. М., 'Наука', 1985.
Лишь после этого их посвящали в 'математики' (ученые, т.к.
mathhsis и значит 'наука') или 'эзотерики' и после обряда
очищения (греч. katharsis /!/, ср. 'Тахарот' у евреев - трактат
о ритуальных очищениях, но очищениях ж е н с к и х) разрешали
участвовать в мистериях.
Требования, предъявлявшиеся Пифагором к ученикам, нам уже
знакомы так же, как и смысл его учения, ибо основы эзотерики везде
одни и те же. Различаются лишь детали.
Ученики должны были соблюдать правила добродетельной жизни
(почитай богов, блюди клятву, уважай родителей, т.е. те же заповеди:
'да не будет у тебя иного Бога кроме меня, почитай отца твоего и мать
твою, не лги, не лжесвидетельствуй...') и ряд символических
требований (напр., 'не ешь сердца', т.е. не удручай себя горем, или
'в перстне изображений не носи', т.е. не выставляй напоказ того, что
думаешь о богах).
Они изложены в т.н. 'Золотых стихах', принадлежащих кому-то
из последователей