в я щ е н н о й ж е р т в е Аполлон...' -
тут не поэт приносит жертву богу, а его самого приносят в жертву.
Это - абсолютизация преграды-хаджаба, не бунт, а принятие
Сатурна, 'индивидуальная терапия', чистый разум, полный отрыв духа от
тела, одиночный путь к Свету через приобщение к его неописуемой
красоте путем напряжения всех сил и последующий катарсис
('очищение'), ставший западным путем единения с Абсолютом
(отъ-единение от всего остального, solitaire у того же Камю). 'Путь
Аполлона' можно описать как уравновешивание Сатурна Венерой и
Солнцем.
В нем тоже есть экстаз, пишет Владимир Шмаков, и он уносит
томящийся дух в светозарные чертоги Света, но в то же время
'гнетет человека своим бездушным спокойствием, безразлично
взирающим на скорби и восторги всякого существа'.
Беда была только в том, что представления о самом Абсолюте,
пусть даже в форме единого верховного Бога, у греков так и не
сложилось. Орфики, правда, пытались вывести образ единого Бога:
'Зевс был Первым, Зевс - Последний, красота блистающей
молнии; Зевс есть Начало, Зевс - Середина, благодаря Зевсу все
совершается. Зевс есть основание земли и звездного неба' (цит.
по: Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение
астрономии. М., 'Наука', 1991), -
- но в окружении сонма греческих богов и божеств архетип Зевса так и
не утратил своих дионисийских черт. Впрочем, по словам того же
Владимира Шмакова,'вовсе отрицать очевидность Его бытия' греки не
могли, а потому нашли своеобразную замену Абсолюту: это абстрактная
идея Судьбы, Мойры (она же 'Anagkh - Рок), 'непостигаемой, но
одинаково властно тяготеющей как над людским родом, так и над
бессмертными обитателями Олимпа' (там же).
Однако Ананке-Рок греков или ее ипостась Мойра ('доля, удел,
жребий') сопоставима скорее с текущей судьбой-кизметом, чем с кармой
как индивидуальным и мiровым законом, ибо ни путь Диониса, ни путь
Аполлона от нее не освобождают.
Таким образом распался классический треугольник Алеф-Мим-Шин,
превратившись в бинер (двоицу) и антиномию Шин-Мим, Дионис-Аполлон,
Восток-Запад:
Любовь
Святой Дух
Энергия - Единое (Платон) - аркан Мага
Воля
0 Алеф
/
--------------------
Бог-Отец / Бог-Сын
Душа (Платон) Шин + /________ - Мим Ум (Платон)
аркан Шута Интуиция Разум аркан Смерти
Информация Дионис Аполлон Материя
Жизнь Смерть
Таким образом, остается два полюса:
ДИОНИС как интуитивное, простонародное начало, Каббала-Маасит
(натуральная магия) или познание через милосердие (из сфирот -
Хохма), Psyche (душа) у Платона: среди арканов Таро это - Шут,
естественно ощущающий свое единение с Космосом и предающий себя его
воле, мистика Востока; не удивительно, что в христианской мистике с
этим полюсом оказалось связано представление о Боге-Отце. Его
отрицательное значение ('ложный аспект' по В. Шмакову) - это архетип
Ваал-Завува (Вельзевул), Хаос, Энтропия. Соответственно этому из
трех физических категорий (материя, энергия, информация) это -
Информация.
АПОЛЛОН как интеллектуальное начало, аристократическое в
духовном смысле, Каббала-Июнит (учение) или познание через строгость
(Бина), Nous (ум) у Платона: среди арканов Таро это - Смерть, порог,
через который необходимо пройти, чтобы достичь обновления, мистика
Запада; в христианской мистике - Бог-Сын. Отрицательное значение
('ложный аспект') - архетип Мефистофеля, мертвая логика, вторая и
окончательная Смерть. Из физических категорий - Материя.
Орфики, кстати, ввели в обиход знаменитое выражение о
'соме' и 'сэме', ставшее потом важнейшим постулатом христианской
философии: to soma einai to shma, 'тело - это могила', материя,
от которой дух должен быть свободен.
Третья вершина - Абсолют, 'En Платона, Энергия (физическая
категория), Воля, аркан Мага, из сфирот - Венец (Кетер) - была
позже достроена (восстановлена) христианством при помощи понятия
Святого Духа.
Как говорит Г.О.М. (Курс энциклопедии оккультизма), 'посвящение
есть умение нейтрализовать бинеры'. Поэтому греческие мистериальные
школы