Het Monster

Тринадцать врат

в я щ е н н о й ж е р т в е Аполлон...' -

тут не поэт приносит жертву богу, а его самого приносят в жертву.

Это - абсолютизация преграды-хаджаба, не бунт, а принятие

Сатурна, 'индивидуальная терапия', чистый разум, полный отрыв духа от

тела, одиночный путь к Свету через приобщение к его неописуемой

красоте путем напряжения всех сил и последующий катарсис

('очищение'), ставший западным путем единения с Абсолютом

(отъ-единение от всего остального, solitaire у того же Камю). 'Путь

Аполлона' можно описать как уравновешивание Сатурна Венерой и

Солнцем.

В нем тоже есть экстаз, пишет Владимир Шмаков, и он уносит

томящийся дух в светозарные чертоги Света, но в то же время

'гнетет человека своим бездушным спокойствием, безразлично

взирающим на скорби и восторги всякого существа'.

Беда была только в том, что представления о самом Абсолюте,

пусть даже в форме единого верховного Бога, у греков так и не

сложилось. Орфики, правда, пытались вывести образ единого Бога:

'Зевс был Первым, Зевс - Последний, красота блистающей

молнии; Зевс есть Начало, Зевс - Середина, благодаря Зевсу все

совершается. Зевс есть основание земли и звездного неба' (цит.

по: Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение

астрономии. М., 'Наука', 1991), -

- но в окружении сонма греческих богов и божеств архетип Зевса так и

не утратил своих дионисийских черт. Впрочем, по словам того же

Владимира Шмакова,'вовсе отрицать очевидность Его бытия' греки не

могли, а потому нашли своеобразную замену Абсолюту: это абстрактная

идея Судьбы, Мойры (она же 'Anagkh - Рок), 'непостигаемой, но

одинаково властно тяготеющей как над людским родом, так и над

бессмертными обитателями Олимпа' (там же).

Однако Ананке-Рок греков или ее ипостась Мойра ('доля, удел,

жребий') сопоставима скорее с текущей судьбой-кизметом, чем с кармой

как индивидуальным и мiровым законом, ибо ни путь Диониса, ни путь

Аполлона от нее не освобождают.

Таким образом распался классический треугольник Алеф-Мим-Шин,

превратившись в бинер (двоицу) и антиномию Шин-Мим, Дионис-Аполлон,

Восток-Запад:

Любовь

Святой Дух

Энергия - Единое (Платон) - аркан Мага

Воля

0 Алеф

/

--------------------

Бог-Отец / Бог-Сын

Душа (Платон) Шин + /________ - Мим Ум (Платон)

аркан Шута Интуиция Разум аркан Смерти

Информация Дионис Аполлон Материя

Жизнь Смерть

Таким образом, остается два полюса:

ДИОНИС как интуитивное, простонародное начало, Каббала-Маасит

(натуральная магия) или познание через милосердие (из сфирот -

Хохма), Psyche (душа) у Платона: среди арканов Таро это - Шут,

естественно ощущающий свое единение с Космосом и предающий себя его

воле, мистика Востока; не удивительно, что в христианской мистике с

этим полюсом оказалось связано представление о Боге-Отце. Его

отрицательное значение ('ложный аспект' по В. Шмакову) - это архетип

Ваал-Завува (Вельзевул), Хаос, Энтропия. Соответственно этому из

трех физических категорий (материя, энергия, информация) это -

Информация.

АПОЛЛОН как интеллектуальное начало, аристократическое в

духовном смысле, Каббала-Июнит (учение) или познание через строгость

(Бина), Nous (ум) у Платона: среди арканов Таро это - Смерть, порог,

через который необходимо пройти, чтобы достичь обновления, мистика

Запада; в христианской мистике - Бог-Сын. Отрицательное значение

('ложный аспект') - архетип Мефистофеля, мертвая логика, вторая и

окончательная Смерть. Из физических категорий - Материя.

Орфики, кстати, ввели в обиход знаменитое выражение о

'соме' и 'сэме', ставшее потом важнейшим постулатом христианской

философии: to soma einai to shma, 'тело - это могила', материя,

от которой дух должен быть свободен.

Третья вершина - Абсолют, 'En Платона, Энергия (физическая

категория), Воля, аркан Мага, из сфирот - Венец (Кетер) - была

позже достроена (восстановлена) христианством при помощи понятия

Святого Духа.

Как говорит Г.О.М. (Курс энциклопедии оккультизма), 'посвящение

есть умение нейтрализовать бинеры'. Поэтому греческие мистериальные

школы