(Олам
ха-Йецира, царство Природы). Синтезирует влияние высших сфирот и
передает его последней из них, Малкут, служа как бы связующим
звеном между низшим и высшими мiрами. 'Йесод - завершение
туловища, знак священного Завета' (Минха ле-Эрев Шаббат),
аналогичное чакре Муладхара. Это - основание мiра творений,
включающего также Эхо (Ход) и Преодоление преграды (Нецах).
ХОД (ивр. CHOD, 'отражение света и звука', 'эхо', трад.
перевод - 'Слава'): восьмая из 10 сфирот (см.), ответвление
сфиры Гвура. Проявляется в человеческой душе в желании
восхвалять и благодарить Всевышнего, признавать истины, которые
выше человеческого понимания.
НЕЦАХ (халд. NZH 'победа', ивр. 'вечность'): седьмая из
десяти сфирот (см.). Проявляется в преодолении препятствий на
пути распространения божественного света. Принадлежит к мiру
Творения (Олам ха-Йецира). О седьмой и восьмой сфирот сказано:
'Нецах и Ход (см.) - это ноги... Точные весы символизируют две
надежные опоры, Нецах и Ход' (Минха ле-Эрев Шаббат).
ТИФЕPЕТ ('красота', от евр. PA'AR - 'украшать'): шестая
сфира (см. сфирот) - Красота, Гармония, 'срединный столп, на
котором покоится мiроздание', основание мiра творчества (Олам
ха-Бриа), включающего также Силу (Гвура) и Добро (Хесед). В
человеч. теле - туловище (Минха ле-Эрев Шаббат). Понимание
Красоты, наличие чувства Прекрасного - необходимое условие,
основа творчества.
ГВУРА (евр. GEBOURAH - 'могущество, сила', от гавар - 'быть
сильным', англ. Gebura): одна из десяти сфирот (см.), пятая. Для
осуществления творческих замыслов необходима сила. Эта
сфира выражает также принцип меры, закона, строгости, в
этическом плане - начало справедливости (наз. тж. Дин,
'Закон').
ХЕСЕД (от ивр. хасад - 'стремиться к добру, быть
великодушным'): Милосердие, четвертая из десяти сфирот, высшая
сфира области эмоций (Олам ха-Бриа, Мир творчества). Ее действие
проявляется в излиянии Божественного света, раскрывающегося для
всех, достойных и недостойных, в любви Всевышнего к Своим
творениям. В человеке проявляется в любви к Богу и людям.
БИНА (Bina, др.-евр. 'постижение', от бин - 'размежевывать,
распознавать', ср. бритва Оккама или чжэнмин - 'исправление
имен' у конфуцианцев): третья сфира у евреев, означающая
познание путем 'рассечения' (ср. совр. прост. 'сечь' в смысле
'понимать'). Вместе с Хохма и Кетер (см.) составляет 'мiр
эманаций', царство (космического) Разума.
ХОХМА (др.-евр. HACHMAH - 'мудрость', лат. Chochma, реже
Chokhma, Hokhmah): вторая из 10 сфирот, уже знакомая нам
персонификация Премудрости, вполе соответствующая христианской
Софии. Три высшие сфирот - Кетер, Бина и Хохма - образуют мiр
Эманаций (Олам ха-Ацилут).
КЕТЕР (ивр. KEThER 'корона', 'венец'): высшая из десяти
сфирот (см.), их непостижимо скрытый источник. Невыразимое
Божественное ничто, сфера Первоначала.
ДААТ (евр. 'знание'): дополнительная, одиннадцатая
сфира (см. сфирот), олицетворяющая универсальный принцип
связи сознания с познаваемым. В совр. каббалистике - высшая
точка, которой может достичь человек, идущий по пути
познания. Отождествляется тж. с пропастью, отделяющей три
высшие сфирот (Кетер, Хохма, Бина) от остальных: преодолеть
эту пропасть способен лишь истинный адепт.
КЛИФОТ (Qlippoth, тж. Kelipoth, ивр. мн.ч. от клифа -
'скорлупа, шелуха'): негативные, 'нечистые' формы бытия,
побочный результат акта творения. В современной магии -
сферы (сфирот, см.) древа зла, антагонисты сфер древа
жизни. Иногда рассматривается тж. как дополнительная
(12-я) сфира, значение которой сродни значению Плутона в
астрологии.
Если начертить все связи, возникающие между сферами, их
получится 22, по числу букв от Алефа до Тава.
Ясно, что исследователи, не знающие еврейского алфавита,
многое теряют; не удивительно, что у них и мало что получается.
Между тем выучить его несложно.
Не все буквы равнозначны. Среди них выделяют, во-первых, три
'материнские' буквы: Алеф, Мим, Шин.
0 Алеф Что это, как не треугольник