дало новый стимул эзотерической мысли, в
результате которого сложилось учение Каббалы. Это - классическое
эзотерическое учение, продолжающее и дополняющее уже нам известные.
КАББАЛА, Кабала (ивр. QABBALAH, от QABAL - 'приобщать,
посвящать во что-л.'; ср. араб. кыбла - сторона, в которую
обращаются мусульмане при молитве, и греч. Кибела, лат. Сybele -
богиня плодородия, дочь Сатурна и Земли, которой был посвящен
оргиастический культ).
Сами каббалисты считают это учение очень древним (естественно):
по преданию, оно было передано Богом еще Адаму, затем Аврааму, Моисею
и др. пророкам. Оно подразделяется на Каббалу теоретическую (июнит),
посвященную изучению тайн природы, и прикладную (маасит), то есть
практическую.
В основе первой лежат книги Сефер Йецира ('Книга Творения'),
приписываемая рабби Акибе, и Зогар ('Сияние'), прип. его ученику р.
Шимону бар Йохаи. Основу второй сост. по-особому толкуемая Библия
(Ветхий Завет) и различные апокрифические труды, напр., книга Еноха,
Шестая и Седьмая книги Моисеевы, книги Соломона. Но мы с вами будем
говорить о Каббале Июнит, то есть главным образом о теории.
Здесь же лишь отметим, что, во-первых, именно апокрифы если не
создали, то укрепили легенду об удивительных способностях Моисея,
Соломона и других героев древности (история пишется известно как), а
во-вторых, именно знание прикладных эзотерических дисциплин -
астрологии, хиромантии, магии, врачевания, гадания, - если не
создало, то укрепило славу еврейских ученых во всех странах Востока и
Запада - сделав многих из них 'еретиками' в глазах ортодоксальных
иудеев.
Издания:
- Сефер Ецира - 'Книга Творения', в сб. Аум - Синтез
мистических учений Востока и Запада, N 3, М., 1990; есть также в
книге Папюса ('Каббала') и в журнале 'Наука и религия' N 11/93;
- Раби Шимон. Фрагменты из трактата 'Зогар'. Пер. с арамейск.,
сост., статьи, примеч. и коммент. М.А. Кравцова - М., 'Гнозис', 1994.
Книги эти также составлялись довольно долго, на основе
сохранившихся записей, устных преданий и собственных размышлений
составителей, главными из которых можно назвать Авраама бен
Давида из Толедо (XII в.) и Моисея бен Шем-Тов из Леона (XIII
в.). Далее они обрастали комментариями и добавлениями, а к XVI в.
в городе Цфате (Safed, Палестина) сложилась целая эзотерическая
Академия.
Большое количество 'вековых наслоений' плюс терминология,
восходящая местами еще к Шумеру и Вавилону, создает впечатление о
невероятной сложности этого учения. На самом же деле смысл его прост
и уже отчасти знаком нам.
В основе всего, считает Каббала, находится единое Божество, воля
которого выражена в числах и словах. В мiре 3 элемента (огонь, вода,
воздух), 7 планет, 12 созвездий; в году 3 времени (холодное, теплое,
влажное); в теле человека 3 осн. деления (голова, грудь, живот), 7
ворот (отверстия тела). Душа - это сложная субстанция, включающая
пять элементов: Нефеш ('душа'), Руах ('дух'), Нешама ('дыхание'),
Йехида ('единственная') и Хайа ('живая'). Все мiроздание зиждется на
10 первых числах и 22 буквах.
Чтобы понять божественную волю, нужно проникнуть в истинный
смысл цифр и букв. Для этого необходимо особое состояние души -
КАВАНА ('вдохновение'), достигаемое постом и молитвой, - и умение
мыслить ее категориями.
Это, во-первых, десятичная система членения мiра. Почему она
десятичная, мы уже знаем. К тому же она сложилась так давно, что
успела стать канонической: это не только Десять заповедей,
повторяющиеся в Торе дважды (Исх. 20:2-17 и Втор. 5:6-21), но и
прямое перечисление десяти 'оболочек' или законов, составляющих
основу мiра:
'Ты явил мiру десять оболочек, которые мы называем 'десять
сфирот', чтобы с их помощью управлять мiрами скрытыми, которые
невидимы, и мiрами открытыми...' (Минха ле-Эрев Шаббат. Сидур
Техилат ха-Шем, Иерусалим-Вильнюс 1990. Минха ле-Эрев Шаббат -
это Молитва на исход Cубботы, вполне официальная молитва,
читаемая всеми (или почти всеми) правоверными иудеями, а вовсе
не какой-то особый эзотерический текст).
У нас их часто называют 'сефиротами', потому что
по-еврейски давно никто не читает и все переводы делались с
английского. Но на Западе другая система транслитерации, к тому
же сефирОТ - уже множественное число. Если с 'херувИМами' и
'серафИМами' мы как-то смирились, то 'сефирОТы'